Примерное время чтения: 15 минут
818

Из коллекции Брэда Питта. Как Ирбит стал столицей мотоциклов России

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 10. «АиФ-Урал» 06/03/2024
Один из мотоциклов «Урал» играл в фильме «Берегись автомобиля».
Один из мотоциклов «Урал» играл в фильме «Берегись автомобиля». Кадр из фильма

В эпоху СССР мотоциклы у нас собирали по всей стране: свои предприятия были в Ижевске и Минске, в Ирбите и Киеве, в Туле и Коврове, в Таганроге и Риге, в Подольске, Серпухове и Львове. Сразу несколько городов называли себя центрами советского мотостроения. Увы, но после развала страны почти все эти производства приказали долго жить. Однако есть исключения. Ирбитский мотоциклетный завод (ИМЗ), основанный в самом начале Великой Отечественной и достигший расцвета в послевоенные годы, пережил бурные 90-е и сегодня с гордостью носит статус столицы мотоциклов России. Подробности — в материале ural.aif.ru.

С пулемётом Дегтярёва на борту

Удивительно, но именно «железные кони» занимают сегодня достойное место не только в культуре, но и в экономике города. Точка притяжения десятков тысяч туристов — Ирбитский государственный музей мотоциклов, которому в этом году исполнится двадцать лет. А одно из действующих предприятий, которыми гордится город, — Ирбитский мотоциклетный завод, созданный в далёком 1941 году.

«Время тачанок к тому времени уже прошло, — рассказал хранитель Ирбитского государственного музея мотоциклов Александр Буланов. — Но Красной армии требовался не просто мотоцикл, а мотоцикл с коляской — чтобы можно было установить пулемёт. В конце 30-х в стране таких машин не производили, хотя попытки их создать предпринимались...»

Изначально возникла проблема: своих разработок подобных машин в стране не было, а время поджимало. Не мудрствуя лукаво, решили скопировать модель из-за рубежа. Изучив несколько иностранных моделей, остановились на немецком BMW R-71. В октябре 1940 года торговое представительство СССР в Берлине заказало на BMW пять мотоциклов с боковыми прицепами (колясками). Советские инженеры и конструкторы исследовали химический состав деталей, глубину и характер обработки поверхностей. В результате появился мотоцикл Урал М-72, серийное производство которого и запустили в 1941 году в столице Советского Союза. Но время было суровое, враг подходил к Москве. Поэтому было принято решение эвакуировать производство на Урал — в город Ирбит.

За всё время существования на ИМЗ было собрано около 3 млн мотоциклов.
За всё время существования на ИМЗ было собрано около 3 млн мотоциклов. Фото: «АиФ-Урал»/ Алексей Смирнов

Организация работ шла непросто. Сборочный, механический, термический и литейный цеха разместились на площадях бывшего пивзавода, но часть производства (моторный и инструментальный цеха, цех коробки передач) действовала в 3 км от основного. Всей технической стороной дела ведал главный конструктор Николай Сердюков — выпускник академии ВВС РККА, который около пяти лет проходил стажировку на заводах BMW.

До Великой Отечественной войны масштабы производства мотоциклов в стране были весьма скромными. Этим занимались отдельные предприятия и мастерские, причём «железные кони» не были их основным профилем. Первым заводом, изначально ориентированным на сборку мотоциклов, стал завод в Ирбите. 25 февраля 1942 года была выпущена первая партия М-72 — из деталей, привезённых из Москвы. А всего за годы войны на фронт было отправлено почти 10 тысяч машин.

Мотоцикл М-72 с пулемётом Дегтярёва на борту очень полюбился разведчикам.
Мотоцикл М-72 с пулемётом Дегтярёва на борту очень полюбился разведчикам. Фото: «АиФ-Урал»/ Алексей Cмирнов

Мотоциклы с коляской и установленным на ней пулемётом Дегтярёва (гораздо реже — с миномётом) использовали на фронте достаточно широко, их очень полюбили разведчики. Более того, после значительной доработки машины на базе М-72 выпускались на заводе до 1990-х годов. А оригинал модели (BMW R-71) можно и сегодня посмотреть и потрогать в музее в Ирбите. Говорят, что машина в отличном состоянии.

«Король бездорожья»

После войны на заводе провели глобальную реконструкцию, и вскоре ИМЗ выпускал по 20 тысяч мотоциклов в год. Были построены новые корпуса. В 1953 году началась поставка ирбитских машин на экспорт. В основном они вывозились в государства Восточной Европы, в развивающиеся страны. Значительная часть «железных коней» закупалась для нужд армии и милиции.

В советское время мотокросс был очень популярным видом спорта.
В советское время мотокросс был очень популярным видом спорта. Фото: «АиФ-Урал»/ Алексей Смирнов

В фильме «Берегись автомобиля» герой Георгия Жжёнова догоняет героя Иннокентия Смоктуновского на мотоцикле М-72. При съёмках кинокартины использовали пять разных мотоциклов, один из которых — М-61, созданный в Ирбите (модификация М-72).

«Золотой век» ИМЗ — 1970–80-е годы. Именно тогда город Ирбит у жителей СССР стал ассоциироваться прежде всего с мотоциклами «Урал» и превратился в мотоциклетную столицу нашей страны: здесь выпускали десятки тысяч бюджетных машин в год. Мотоциклы «Урал» очень полюбили сельчане, садоводы и огородники, грибники, любители охоты и рыбной ловли. За хорошую проходимость его называли «Король бездорожья». Сегодня даже представители завода точно не знают — сколько было произведено мотоциклов за всё время существования предприятия: данные варьируются от двух с половиной до трёх миллионов.

Такие мотоциклы не боятся грязи и бездорожья.
Такие мотоциклы не боятся грязи и бездорожья. Фото: «АиФ-Урал»/ Алексей Cмирнов

После развала СССР, когда мощнейший советский мотопром начал мало-помалу загибаться, предприятие в Ирбите уцелело, хотя и не без потерь. Для сравнения: в 1997 году завод выпустил 4 000 машин, а в 2010-м — лишь 800. Сегодня работа завода в значительной степени зависит от экспорта.

В апреле 2022 года по экономическим соображениям часть производства была перенесена в Петропавловск (Казахстан). Это было связано с острым дефицитом ряда комплектующих и запчастей, попавших под санкции, а также с запретом на импорт техники из России. Но руководство завода подчёркивает: основное производство ИМЗ находится в Ирбите.

Нынешняя продукция ИМЗ большей частью уходит на экспорт.
Нынешняя продукция ИМЗ большей частью уходит на экспорт. Фото: «АиФ-Урал»/ Алексей Cмирнов

«На сегодняшний день мы остаёмся единственным в мире предприятием, которое в промышленных масштабах, серийно выпускает тяжёлые мотоциклы с коляской, — рассказал исполнительный директор ИМЗ Владимир Курмачев. — Большая часть мотоциклов по-прежнему идёт на экспорт: в США, Европу, Австралию, Японию, Корею, Индонезию, на Филиппины. Но меня радует, что последние три года мотоциклы „Урал“ снова начали появляться в городах России...»

Что такое «моргуновка»?

Стоит отметить, что мотоциклы «Урал» сегодня есть в коллекциях многих звёзд и известных личностей, в том числе у актёра Брэда Питта. А король Иордании Абдалла II приобрёл себе сразу несколько моделей уральских «железных коней». В августе 2019 года президент Владимир Путин приехал на международное байк-шоу в Севастополе на мотоцикле «Урал». В качестве пассажира в коляске находился глава Крыма Сергей Аксёнов.

В коллекции музея мотоциклов - десятки моделей, массовых и экспериментальных.
В коллекции музея мотоциклов - десятки моделей, массовых и экспериментальных. Фото: «АиФ-Урал»/ Алексей Cмирнов

«Пока у нас в городе работает мотоциклетный завод и проводятся мотокроссы, Ирбит будет оставаться мотоциклетной столицей России, — считает глава города Николай Юдин. — В первую очередь это наша история. Мы с большой ностальгией вспоминаем те времена, когда каждый пятый житель Ирбита работал на мотоциклетном заводе. (При населении в 50 тысяч человек 11 тысяч трудились на ИМЗ.) Безусловно, мотоциклы — это одна из точек притяжения туристов. Люди, увлечённые техникой, приезжают со всего мира. Но нельзя забывать и про экономическую составляющую бренда. Сегодня на заводе работает около 90 человек, но по товарообороту он на протяжении многих лет занимает твёрдое третье место».

BMW R32 – прадедушка современных мотоциклов.
BMW R32 – прадедушка современных мотоциклов. Фото: «АиФ-Урал»/ Алексей Смирнов

Что касается музея мотоциклов, то основой его экспозиции стала коллекция техники ИМЗ, собранная за всё время существования предприятия. Чего там только нет: мотоциклы всех времён и народов, из разных городов и стран, военные и гражданские, специальные и спортивные, море разнообразной автотехники. 37 экспонатов хранится в основном помещении музея, гораздо больше (свыше 100) — в фондохранилище открытого типа на втором этаже.

Урал С-219. Спортивная модель для шоссейно-кольцевых гонок. 1978 год.
Урал С-219. Спортивная модель для шоссейно-кольцевых гонок. 1978 год. Фото: «АиФ-Урал»/ Алексей Смирнов

Многие модели вызывают не только технический, но и культурный интерес посетителей. Например, мотоколяска для инвалидов 1958 года выпуска. Государство выделяло их бесплатно во временное пользование людям с ОВЗ, а по истечению срока эксплуатации меняло на новую. После фильма «Операция Ы и другие приключения Шурика» мотоколяска получила прозвище «моргуновка».

С-3А. Мотоколяска для инвалидов. Серпуховский мотоциклетный завод. 1958 год.
С-3А. Мотоколяска для инвалидов. Серпуховский мотоциклетный завод. 1958 год. Фото: «АиФ-Урал»/ Алексей Смирнов

В 2023 году музей посетило порядка 30 тысяч человек — почти столько же, сколько составляет сегодня население города. А уникальность коллекции ещё и в том, что более 80% моделей в экспозиции — рабочие! Заводи — и можно ехать хоть на край света.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах