В эпоху СССР мотоциклы у нас собирали по всей стране: свои предприятия были в Ижевске и Минске, в Ирбите и Киеве, в Туле и Коврове, в Таганроге и Риге, в Подольске, Серпухове и Львове. Сразу несколько городов называли себя центрами советского мотостроения. Увы, но после развала страны почти все эти производства приказали долго жить. Однако есть исключения. Ирбитский мотоциклетный завод (ИМЗ), основанный в самом начале Великой Отечественной и достигший расцвета в послевоенные годы, пережил бурные 90-е и сегодня с гордостью носит статус столицы мотоциклов России. Подробности — в материале ural.aif.ru.
С пулемётом Дегтярёва на борту
Удивительно, но именно «железные кони» занимают сегодня достойное место не только в культуре, но и в экономике города. Точка притяжения десятков тысяч туристов — Ирбитский государственный музей мотоциклов, которому в этом году исполнится двадцать лет. А одно из действующих предприятий, которыми гордится город, — Ирбитский мотоциклетный завод, созданный в далёком 1941 году.
«Время тачанок к тому времени уже прошло, — рассказал хранитель Ирбитского государственного музея мотоциклов Александр Буланов. — Но Красной армии требовался не просто мотоцикл, а мотоцикл с коляской — чтобы можно было установить пулемёт. В конце 30-х в стране таких машин не производили, хотя попытки их создать предпринимались...»
Изначально возникла проблема: своих разработок подобных машин в стране не было, а время поджимало. Не мудрствуя лукаво, решили скопировать модель из-за рубежа. Изучив несколько иностранных моделей, остановились на немецком BMW R-71. В октябре 1940 года торговое представительство СССР в Берлине заказало на BMW пять мотоциклов с боковыми прицепами (колясками). Советские инженеры и конструкторы исследовали химический состав деталей, глубину и характер обработки поверхностей. В результате появился мотоцикл Урал М-72, серийное производство которого и запустили в 1941 году в столице Советского Союза. Но время было суровое, враг подходил к Москве. Поэтому было принято решение эвакуировать производство на Урал — в город Ирбит.
Организация работ шла непросто. Сборочный, механический, термический и литейный цеха разместились на площадях бывшего пивзавода, но часть производства (моторный и инструментальный цеха, цех коробки передач) действовала в 3 км от основного. Всей технической стороной дела ведал главный конструктор Николай Сердюков — выпускник академии ВВС РККА, который около пяти лет проходил стажировку на заводах BMW.
До Великой Отечественной войны масштабы производства мотоциклов в стране были весьма скромными. Этим занимались отдельные предприятия и мастерские, причём «железные кони» не были их основным профилем. Первым заводом, изначально ориентированным на сборку мотоциклов, стал завод в Ирбите. 25 февраля 1942 года была выпущена первая партия М-72 — из деталей, привезённых из Москвы. А всего за годы войны на фронт было отправлено почти 10 тысяч машин.
Мотоциклы с коляской и установленным на ней пулемётом Дегтярёва (гораздо реже — с миномётом) использовали на фронте достаточно широко, их очень полюбили разведчики. Более того, после значительной доработки машины на базе М-72 выпускались на заводе до 1990-х годов. А оригинал модели (BMW R-71) можно и сегодня посмотреть и потрогать в музее в Ирбите. Говорят, что машина в отличном состоянии.
«Король бездорожья»
После войны на заводе провели глобальную реконструкцию, и вскоре ИМЗ выпускал по 20 тысяч мотоциклов в год. Были построены новые корпуса. В 1953 году началась поставка ирбитских машин на экспорт. В основном они вывозились в государства Восточной Европы, в развивающиеся страны. Значительная часть «железных коней» закупалась для нужд армии и милиции.
В фильме «Берегись автомобиля» герой Георгия Жжёнова догоняет героя Иннокентия Смоктуновского на мотоцикле М-72. При съёмках кинокартины использовали пять разных мотоциклов, один из которых — М-61, созданный в Ирбите (модификация М-72).
«Золотой век» ИМЗ — 1970–80-е годы. Именно тогда город Ирбит у жителей СССР стал ассоциироваться прежде всего с мотоциклами «Урал» и превратился в мотоциклетную столицу нашей страны: здесь выпускали десятки тысяч бюджетных машин в год. Мотоциклы «Урал» очень полюбили сельчане, садоводы и огородники, грибники, любители охоты и рыбной ловли. За хорошую проходимость его называли «Король бездорожья». Сегодня даже представители завода точно не знают — сколько было произведено мотоциклов за всё время существования предприятия: данные варьируются от двух с половиной до трёх миллионов.
После развала СССР, когда мощнейший советский мотопром начал мало-помалу загибаться, предприятие в Ирбите уцелело, хотя и не без потерь. Для сравнения: в 1997 году завод выпустил 4 000 машин, а в 2010-м — лишь 800. Сегодня работа завода в значительной степени зависит от экспорта.
В апреле 2022 года по экономическим соображениям часть производства была перенесена в Петропавловск (Казахстан). Это было связано с острым дефицитом ряда комплектующих и запчастей, попавших под санкции, а также с запретом на импорт техники из России. Но руководство завода подчёркивает: основное производство ИМЗ находится в Ирбите.
«На сегодняшний день мы остаёмся единственным в мире предприятием, которое в промышленных масштабах, серийно выпускает тяжёлые мотоциклы с коляской, — рассказал исполнительный директор ИМЗ Владимир Курмачев. — Большая часть мотоциклов по-прежнему идёт на экспорт: в США, Европу, Австралию, Японию, Корею, Индонезию, на Филиппины. Но меня радует, что последние три года мотоциклы „Урал“ снова начали появляться в городах России...»
Что такое «моргуновка»?
Стоит отметить, что мотоциклы «Урал» сегодня есть в коллекциях многих звёзд и известных личностей, в том числе у актёра Брэда Питта. А король Иордании Абдалла II приобрёл себе сразу несколько моделей уральских «железных коней». В августе 2019 года президент Владимир Путин приехал на международное байк-шоу в Севастополе на мотоцикле «Урал». В качестве пассажира в коляске находился глава Крыма Сергей Аксёнов.
«Пока у нас в городе работает мотоциклетный завод и проводятся мотокроссы, Ирбит будет оставаться мотоциклетной столицей России, — считает глава города Николай Юдин. — В первую очередь это наша история. Мы с большой ностальгией вспоминаем те времена, когда каждый пятый житель Ирбита работал на мотоциклетном заводе. (При населении в 50 тысяч человек 11 тысяч трудились на ИМЗ.) Безусловно, мотоциклы — это одна из точек притяжения туристов. Люди, увлечённые техникой, приезжают со всего мира. Но нельзя забывать и про экономическую составляющую бренда. Сегодня на заводе работает около 90 человек, но по товарообороту он на протяжении многих лет занимает твёрдое третье место».
Что касается музея мотоциклов, то основой его экспозиции стала коллекция техники ИМЗ, собранная за всё время существования предприятия. Чего там только нет: мотоциклы всех времён и народов, из разных городов и стран, военные и гражданские, специальные и спортивные, море разнообразной автотехники. 37 экспонатов хранится в основном помещении музея, гораздо больше (свыше 100) — в фондохранилище открытого типа на втором этаже.
Многие модели вызывают не только технический, но и культурный интерес посетителей. Например, мотоколяска для инвалидов 1958 года выпуска. Государство выделяло их бесплатно во временное пользование людям с ОВЗ, а по истечению срока эксплуатации меняло на новую. После фильма «Операция Ы и другие приключения Шурика» мотоколяска получила прозвище «моргуновка».
В 2023 году музей посетило порядка 30 тысяч человек — почти столько же, сколько составляет сегодня население города. А уникальность коллекции ещё и в том, что более 80% моделей в экспозиции — рабочие! Заводи — и можно ехать хоть на край света.