По крупицам
Сведения о первой настоятельнице – игуменье Таисии – сёстры Александро-Невского Ново-Тихвинского монастыря собирали по крупицам. Поскольку в 20-е годы прошлого века архив обители был беспощадно сожжён, исследовательницам приходилось искать документальные свидетельства по всей России. Немало источников информации, связанных с деятельностью игуменьи Таисии и основанием монастыря, обнаружилось в фонде Святейшего Синода, в Российском государственном историческом архиве. Здесь сёстрами обители были изучены уникальные документы: прошения, ходатайства горожан, письма праведного Феодора Ушакова, копия указа императора Александра I об основании монастыря, документы о постригах первых сестёр, пожертвовании земель и так далее. Кроме того, ценные исторические документы сёстры отыскали в Тобольском и Пермском архивах. Дошли до наших дней и три работы по истории монастыря, написанные ещё до революции.
«Много важного мы узнали также из текста картины-эпитафии, написанной сразу после смерти игуменьи Таисии сёстрами обители, – рассказывает настоятельница Александро-Невского Ново-Тихвинского монастыря игуменья Домника. – Несмотря на плохую сохранность самой картины, которая находится сейчас в запасниках Екатеринбургского музея искусств, текст удалось всё же прочитать. Именно из этого текста мы узнали о том, что игуменья Таисия была человеком действительно высокой духовной жизни, что она была настоящей духовной матерью для своих монахинь, которые очень её любили». К слову, из текста картины-эпитафии удалось узнать и то, что после кончины игуменьи Таисии её тело долго не имело признаков тления.
Твёрдость духа
Нежданные гости – разбойники с Уктусского тракта – не раз наведывались в избушку, что была в своё время выстроена около небольшой Успенской церкви на загородном кладбище Екатеринбурга. Но что было взять с нескольких вдов и девушек-сирот, которые ухаживали за могилками, молились, занимались рукоделием – словом, старались вести богоугодную жизнь? Сюда в 1796 году пришла жить и неграмотная солдатка Татьяна Костромина. «Отшельницы» сразу оценили её отзывчивое сердце, твёрдый характер и живой ум и единодушно признали Татьяну старшей. Она же взяла на себя труды по благоустроению духовной и бытовой жизни общины.
Спустя пять лет после поселения в кладбищенской общинке Татьяна отправляется в паломничество. Посетила она и Саровскую пустынь. Встретиться с батюшкой Серафимом «страннице» не удалось – он тогда был в затворе. Но от духовника Саровского чудотворца, иеромонаха Исайи Татьяна получила список устава Саровской пустыни и… мудрые наставления. Ценнейший дар, если учесть, что заветной мечтой солдатки было преобразование кладбищенской общины в монастырь.
«В те времена между возникновением и официальным признанием монашеских общин обычно проходило несколько десятков лет, – рассказывает игуменья Домника. – Но Татьяну ничего не могло остановить. Для учреждения монастыря она решилась ехать в столицу».
Высочайший указ
Первая игуменья Ново-Тихвинской обители удивительным образом соединяла в себе духовную мудрость и способности к управлению большим хозяйством. Попечением матушки Таисии в 1814 году был заложен собор в честь святого Александра Невского, а через несколько лет на месте глухого леса вырос целый городок с каменными корпусами, часовней, добротными деревянными зданиями. В строительстве участвовали сами сёстры: носили кирпичи, возили лес, исполняли и другую тяжёлую работу. Но главным для матушки Таисии всегда оставалось не возведение зданий, не развитие монастырских послушаний, а духовное возрастание насельниц.
По Высочайшему Указу императора Александра I 12 мая 1822 года Екатеринбургская Ново-Тихвинская общежительная пустынь была возведена в штатный монастырь первого класса. А через два года Государь лично посетил обитель.
… 18 ноября 1826 года матушка Таисия, простившись с сестрами, тихо скончалась. Ей было тогда 63 года. Оплакивая смерть матушки, сестры написали картину, изображающую последние минуты её жизни. На этой картине есть и текст, в котором скорбь излилась в чудных возвышенных строках.