28 апреля отмечается один из самый важных (после Пасхи) православных праздников – Вербное воскресенье. Формально этот день считается завершением Великого поста, но, поскольку за ним следует Страстная седмица, верующие продолжают придерживаться постного устава. Впрочем, в воскресенье можно немного разговеться. Какие ещё традиции есть у празднования Вербного воскресенья и почему в грядущий четверг нужно быть в храме?
Вместо пальмы – верба
Официальное, церковное, название праздника вовсе не Вербное воскресенье, а Вход Господень в Иерусалим. В Новом Завете рассказывается, как в последние дни земной жизни Христос с учениками прибыли в Иерусалим. По пути же – в субботу – Христос воскресил Лазаря, которого называл своим другом (отсюда название праздника – Лазарева суббота, – который отмечается за день до Вербного воскресенья). Узнав о чуде воскрешения, верующие вышли встречать у ворот города Мессию (Христа), который въехал на молодом осле. Люди устилали его путь листьями финиковой пальмы.
Понятно, что использовать в день праздника листья пальмы для православных христиан проблематично, поэтому они и были заменены веточками вербы – дерева, символизирующего возрождение жизни, поскольку оно первым вступает в период весеннего цветения. Именно веточки вербы в праздничный день принято освящать в храмах.
Освящённую вербу верующие ставят в квартирах рядом с иконами. Но в народе вокруг праздника сложились и другие традиции, не имеющие ничего общего с церковными канонами. «Помню, бабушка, когда мы были детьми, в Вербное воскресенье приносила из храма освящённые ветки и с порога спрашивала: «Кого побить?» – рассказывает жительница Екатеринбурга Светлана Шабалина. – Мы с сестрой театрально «страдали», но позволяли себя слегка похлестать. При этом бабушка повторяла: «Не я бью, верба бьёт. Будь здоров целый год!»
Кстати, в Вербное воскресенье по многолетней традиции в Свято-Троицком кафедральном соборе Екатеринбурга пройдёт так называемая детская Божественная литургия. На неё соберётся порядка тысячи детей из воскресных школ.
Чтобы не было стыдно
В Вербное воскресенье допускается послабление поста. Впрочем, Великий пост в этот день заканчивается, но его устав сохранится ещё на одну неделю. Такая вот коллизия.
«Пост, как богослужебный ритм, заканчивается накануне в субботу – это формально последний день Великого поста, - рассказывает клирик Свято-Троицкого кафедрального собора, духовник Екатеринбургской духовной семинарии, священник Константин Корепанов. – Вербное воскресенье – большой праздник, что отражается и в богослужебных одеждах, и в радостных лицах прихожан, и в торжестве поднятых кверху верб, и в брызгах святой воды при их освящении. В том числе в этот день допускаются гастрономические послабления – разрешается рыба. Этот день православные, держащие продолжительный пост, очень ценят. Да, ещё не дозволено мясо, но все пользуются возможностью приготовить изысканно и вкусно рыбу».
По словам отца Константина, за Вербным воскресеньем следует Страстная седмица, на которой по дням будут переживаться события Евангельской истории: дни Страданий Иисуса Христа, его смерть и Великая суббота, когда его ученики переживали настоящий ужас – тот, кого они считали непобедимым, был, казалось бы, побеждён.
«Это особая седмица, её богослужебный настрой иной, но тем не менее она как бы присоединяется к Великому посту, – говорит отец Константин. – Ключевым её событием является четверг Страстной седмицы – с утра вспоминается Тайная вечеря, установление таинства причащения, и все православные, которые имеют такую возможность в будний день, стараются прийти утром в храм и причаститься. А в кафедральных соборах в этот день совершается чин омовения ног, который происходил во время Тайной вечери. Вечером же в храмах совершается особое богослужение, когда читается 12 страстных Евангелий, посвящённых страданию Христа. Это очень длинная служба продолжительностью около четырёх часов. Люди молятся, сопереживают, плачут и соприкасаются душой со страданиями Христа. Очень важно пережить то, что пережил Христос, потому что это делает нашу веру осмысленной, прожитой, прочувствованной. И это даёт нам мотив в течение всего последующего года жить так, чтобы нам было не стыдно перед распятым Христом».