На Урале паломники прошли крестным ходом в память о 100-летии со дня расстрела царской семьи Николая II. За почти четыре часа мероприятия верующие успели раскачать Бебелевский мост, порассуждать о гибели Царской семьи и принять участие в литургии, проводимой патриархом Московским и всея Руси Кириллом, сообщает URAL.AIF.RU.
Литургия. Начало
Мероприятие, проводимое в рамках Царских дней, началось с божественной литургии в 23.30 часов. Возглавить торжественную церемонию предстояло патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, поэтому огромное количество верующих пришло на площадку перед Храмом-на-Крови. Правда, чтобы попасть внутрь, нужно было пройти традиционный досмотр с помощью электронных рамок. При этом некоторые из верующих, как оказалось, принципиально не хотели проходить через рамки металлодетектора. Так, с площадки выходили две женщины, которые попросили правоохранителей специально для них ненадолго приоткрыть железное ограждение, чтобы выпустить их наружу. Схватив подругу за руку и потянув ее за собой вперед, одна из женщин отметила: «Пойдем здесь. Никогда не ходи через эти ворота, там же облучение!».
На входе удивляло то, что внутрь стремились попасть самые разные люди: это и паломники в возрасте, простые горожане, которые, очевидно, пришли на площадь увидеть литургию и патриарха, молодежь и даже те, кто, на первый взгляд, к вере относится скептически.
В результате уже к полуночи площадь перед Храмом-на-Крови оказалась заполнена почти по максимуму, а в общем-то широкая улица Царская, как выяснилось, оказалась неспособна вместить всех желающих. Поэтому некоторые паломники размещались на газоне за ограждением возле дороги. Некоторые из них, по всей видимости, уже готовились к продолжительному крестному ходу, так как разложили на траве вещи и сами улеглись на пледах и туристических ковриках, чтобы отдохнуть и набраться сил.
Завершилась литургия торжественной речью предстоятеля русской православной церкви. Патриарх Кирилл вновь вспомнил о страшных событиях, произошедших в 1918 году в доме Ипатьева. «Преступление, которое было совершено, не может быть случайным. За ним есть коллективная вина всего русского народа. В исторической жизни святой Руси был поворот, который завел людей в тяжелый и страшный тупик. Страна была покрыта храмами и монастырями, большинство людей были крещеными, а храмы – заполнены людьми. Почему тогда убийцы спустили курок, ни капли не содрогаясь от того, что совершали? Трагедия в Ипатьевском доме привела к трагедии в жизни людей, которая постепенно, но неуклонно стала приводить к отступлению от Бога, потере духовной связи с церковью», - заявил патриарх Кирилл.
Крестный ход. Томительное ожидание и публика
Крестный ход в память о царской семье Николая II должен был начаться сразу после божественной литургии. Церемония закончилась около 3 часов, в это время пул вооруженных фотоаппаратами и видеокамерами журналистов уже ждал паломников на площади 1905 года. Спустя почти 20 минут томительного ожидания колонна появилась со стороны улицы Толмачева. Впереди крестного хода медленно ехали полицейские машины, реанимация и несколько автомобилей представительского класса. Следом шли паломники, которые несли в руках хоругви. Дальше за ними подтянулась вся многотысячная толпа. По подсчетам Екатеринбургской епархии, численность участников крестного хода превысила сто тысяч человек. Среди них были российские и иностранные паломники, взрослые и дети, казаки, представители церкви и первые лица региона. Вместе с ними в колонне двигался и сам патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Буквально через 10 минут после того, как шествие пересекло площадь 1905 года, автобус с журналистами выдвинулся на другую точку – в район улицы Татищева. Правда, оказалось, что колонна за это время успела пройти достаточно большое расстояние, поэтому, когда на место прибыли представители ряда СМИ, до начала крестного хода добраться оказалось весьма проблематично.
Всех паломников, шедших в колонне, условно можно было разделить на два лагеря. Одни из них запевали молитвы, несли на шее или в руках иконы, идя рядом с такими, можно было почувствовать, что крестный ход – особое событие, наделенное божественным смыслом. Однако были и те, для кого мероприятие напоминало, скорее, развлечение, особенно это касалось молодых людей. Некоторые из девушек-участниц во время шествия громко смеялись, а другие – делали селфи или просили подруг снять для них концептуальную фотографию.
Первые испытания
Первые испытания паломников ждали уже на Бебелевском мосту. Чтобы попасть на улицу Техническую, участникам крестного хода пришлось перелезать через высокие ограждения, установленные на проезжей части. Сделать это самостоятельно не всем было под силу, поэтому верующим пришлось помогать друг другу.
По сравнению с этим следующее испытание оказалось по-настоящему головокружительным. После того, как на мост вышла многочисленная толпа, он начал раскачиваться. Многих это испугало, поэтому паломники спешили поскорее преодолеть этот участок пути. Мост раскачивался достаточно сильно, из-за этого порой даже казалось, будто земля уходит из-под ног. Однако, к счастью, несчастных случаев удалось избежать.
На середине пути паломники начали постепенно сбавлять темп, многие останавливались на обочинах, чтобы отдохнуть, заклеить мазоли и волдыри на ногах пластырем или выпить воды, тем более, что на нескольких участках пути бесплатно раздавали бутылки с водой.
Добираться до поселка Шувакиш пришлось через лес, правда, облегчала участь достаточно ровная дорога. Тем не менее, некоторые из участников крестного хода начали жаловаться на усталость. Так, паломница Наталья призналась, что на тот момент у нее уже просто «отваливались» ноги. Она выразила надежду, что домой сможет уехать на бесплатном автобусе, так как сил на то, чтобы возвращаться обратно пешком, практически не осталось. Вместе с тем, женщина рассказала, что в начале колонны идти оказалось проще: «Вместе со всеми впереди идти гораздо легче, там все двигаются интенсивнее».
Вместе с тем усталость была заметна и по тому, что в колонне все реже стали звучать молитвы, а те, кто запевал их, делали это очень тихо. В основном все были молчаливы, а если и разговаривали между собой, то негромко. Так, среди участников крестного хода можно было заметить отца, который шел вместе со своим сыном лет пяти. Мальчик оказался не по годам взрослым и увлекающимся, у отца он спрашивал про царские останки и пытался узнать, где они находятся и действительно ли они подлинные. Заботливый отец поспешил заверить ребенка, что останки действительно принадлежат Царской семье: «Сегодня даже была новость об этом, в следственном комитете все подтвердили».
Чем ближе крестный ход подходил к Ганиной Яме, тем чаще в толпе можно было слышать разговоры о царской семье Николая II. Среди них встречались и порой по-детски наивные. Так, между юношей и девушкой, которые обсуждали страшные события, произошедшие в 1918 году в доме Ипатьева, произошел такой диалог:
-Не понимаю, в чем тут подвиг? Царскую семью же просто убили. А если меня убьют, это тоже будет подвиг?
-Если тебя убьют, то, наверное, нет. Ты же не царь.
Ганина Яма. Окончание
К урочищу Ганина Яма паломники прибыли примерно к 7-7:30 утра. На подходе их встретили попрошайки: восточные женщины, которые стояли практически в нескольких метрах друг от друга, не стеснялись просить у верующих деньги на помощь «больным детям».
А на площадке в этот момент на большом экране уже показывали божественную литургию. Паломников, которые наблюдали за действом, не так много. Многие из участников крестного хода хотели просто подкрепиться и отдохнуть. К тому же, на территории уже работала бесплатная полевая кухня, правда, чтобы получить еду, приходилось выстоять огромную очередь.
Устроившись поудобнее на газонах и поребриках, паломники начали трапезу и завели неспешные разговоры, обсуждая события минувшей ночи. Немного отдохнув, они постепенно стали возвращаться назад. Одни решили идти до Шувакиша, а другие наполнили остановку возле Ганиной Ямы, откуда отправлялись бесплатные автобусы до Среднеуральска. Уже через 10 минут переполненный транспорт приехал в небольшой городок, откуда участники крестного хода пересели на пригородные маршруты, чтобы добраться до Верхней Пышмы и Екатеринбурга.