На этой неделе на большие экраны вышел фильм «На солнце, вдоль рядов кукурузы». В своё время слова эти, сказанные свердловским бортпроводником Дмитрием Ивлицким, облетели весь мир. После благополучной посадки А321 под городом Жуковский командир экипажа Дамир Юсупов и второй пилот Георгий Мурзин получили звания Героев России, остальные члены экипажа – ордена Мужества. О жизни Дамира до 2019 года и о том, как изменилась его жизнь через три года после аварии в Подмосковье, – в материале ural.aif.ru.
По примеру отца
Пару лет назад Дамиру Юсупову прочили большую политическую карьеру: шли переговоры о том, что он будет баллотироваться в Госдуму РФ от партии «Единая Россия». Однако пилот от этой затеи отказался. На встрече со студентами он заявил, что хочет летать, а статус парламентария будет мешать реализации его мечты. Иными словами, небо на кресло депутата он менять отказался.
Будущий Герой России родился 13 сентября 1977 года в Игарке (Красноярский край). Железной дороги в городке не было, но была очень развита авиация. Отец его – Касим Камилович – работал пилотом вертолёта Ми-8, а мама – Мянзиля Абдулхаевна – трудилась в аэропорту фельдшером, проводила предрейсовые осмотры лётчиков. Родители часто брали Дамира и его братьев с собой на работу, дети постоянно наблюдали взлёты, посадки авиатехники. Сколько он себя помнит – стать пилотом мечтал с самого раннего детства.
«В детстве все мы, я и многие мои сверстники, равнялись на Валерия Чкалова, - рассказывает Дамир. – Но самым большим примером в жизни и в профессии для меня всегда был мой отец. Папа не боялся брать на себя ответственность, выполнял самые трудные задания, летал ночью, при сложных метеоусловиях, обучал молодых пилотов, был требовательным, но всегда оставался для них своим. Коллеги и ученики до сих пор вспоминают его добрым словом…»
Уже после распада СССР семья Юсуповых переехала в Сызрань (отец Дамира оттуда родом), там юноша окончил школу и пошёл поступать в местное лётное училище. Увы, но в первый раз его постигла неудача: не смог пройти медкомиссию.
«Поищите земную профессию»
«Времена были непростые, возможно, сказался авитаминоз или дефицит сна перед экзаменами, - вспоминает Юсупов. – А может быть, имел место переходный возраст. Подвело зрение – не смог прочитать нужную строчку в таблице. Мне тогда сказали: об авиации забудьте, молодой человек, поищите себе какую-нибудь более земную профессию».
«Однако в нулевые авиация начала возрождаться, и я решил попытать счастья ещё раз, - рассказывает лётчик. – На тот момент у меня уже была семья, дети. Если честно, то поступить особо не рассчитывал, но всё-таки подал документы. И на этот раз мне повезло! В 2010 году я стал курсантом Бугурусланского лётного училища. Позднее окончил также Ульяновский институт гражданской авиации. Никогда не забуду свой первый самостоятельный полёт на Ан-2, когда мы с напарником сами, без инструктора, управляли самолётом! Мой совет: если есть цель – никогда не сдавайтесь, пробуйте, добивайтесь, используйте все возможности и варианты…»
Интересно, что со своей второй супругой – Натальей – Юсупов познакомился в 2014 году в небе, на борту самолёта рейса Екатеринбург – Краснодар. Уже через полгода они поженились. Сегодня у него двое детей от первого брака, приёмная дочь и двое сыновей от второго. Самый младший сын – Карим – родился в 2022 году.
К слову, один из сыновей Юсупова – Данислам – очень увлечён авиацией. Ему ещё только шесть лет, но он постоянно клеит самолёты, задаёт много вопросов и не исключено, что со временем продолжит семейную трудовую династию.
«Страха не было»
По словам Дамира, на самом деле авиация – один из самых безопасных видов транспорта: «Внештатные ситуации порой случаются, но мы к ним готовы. Пожар или отказ двигателя, неполадки в гидравлике или автоматике, прерванный взлёт и многое другое – практически всё отрабатывается на тренажёрах. Но чаще всего, если в небе что-то пошло не так, пассажиры об этом даже не подозревают, всё решается в рабочем порядке. Правда, ситуацию 15 августа 2019 года под городом Жуковским назвать «штатной», конечно, трудно. Когда мы взлетели и увидели птиц, была надежда, что самолёт пройдёт выше, визуально даже возникло ощущение, что они уже остались под нами. Но двигатели их затянули, самолёт стал терять скорость, пошёл на снижение. Страха у нас не было, мы гораздо больше переживали, чтобы не было паники среди пассажиров. Хотя вряд ли они тогда что-то поняли. Многие просто не успели испугаться. Всё произошло слишком быстро – весь полёт длился полторы минуты».
Дамир Юсупов считает, что им чрезвычайно повезло, что внизу было кукурузное поле. Именно это было основным фактором при принятии решения посадить самолёт. Вполне вероятно, что при ином раскладе экипаж действовал бы совершенно по-другому. Лётчики говорят, что при таких ЧП вся жизнь проходит перед глазами, время замедляется, многие молятся богу. «Но у меня ничего такого не было, я был полностью сконцентрирован на отказе двигателей, на пилотировании и на анализе информации, которая поступала с приборов, - говорит Дамир. – Эксперты до сих пор спорят, правильно ли я поступил? Что было бы, если бы мы тогда попытались вернуться в аэропорт? Но здесь возможны только предположения…»
Жили, как одна семья
Обычно артисты, спортсмены, политики идут к славе постепенно, годами. На экипаж под командованием Дамира Юсупова она обрушилась внезапно, в один день. И, по его словам, поначалу это воспринималось очень тяжело. Пилоты и бортпроводники неожиданно стали нужны всем, их просто разрывали на части. Власти, следователи, журналисты… Всё это не лучшим образом отражалось на семье и близких, мешало работе. Но со временем весь этот общественный ажиотаж стал сходить на нет, а после начала пандемии интерес к экипажу заметно уменьшился. Хотя выход фильма Сарика Андреасяна «На солнце, вдоль рядов кукурузы» вновь его подстегнул.
«Когда всё это случилось, мы жили как одна семья, но теперь встречаемся значительно реже, - констатирует Дамир. – Некоторые почему-то уверены, что мы летаем тем же составом, но этого нет! В авиакомпании работает несколько сотен пилотов и более тысячи бортпроводников, происходит постоянная ротация. Были случаи, когда я летал с кем-то из членов «того» экипажа, но их не так много. В целом я спокойно хожу по улицам, мне не сложно дать человеку автограф или сфотографироваться, я часто отвечаю людям в социальных сетях. Но я в принципе непубличный человек, мне не нужна слава! Я – пилот гражданской авиации России, и первым делом для меня были, есть и останутся самолёты!»
А с некоторыми пассажирами «того» рейса члены экипажа общаются до сих пор. После аварии они обменялись номерами телефонов, потом был создан чат. Но когда Дамир в очередной раз пилотирует авиалайнер, он представляется командиром экипажа, своих ФИО не называет. Говорит, что не хочет лишний раз волновать пассажиров.
Расставаться с небом Юсупов в ближайшее время не планирует. По его словам, есть определённое количество часов, по достижении которых человек может уйти на пенсию. Теоретически это можно сделать примерно через десять лет, но так поступают единицы. Как правило, люди стараются летать до 60, причём часто вопрос не в деньгах, точнее, не только в них. Просто со временем авиация начинает затягивать, становится смыслом жизни.
Кроме того, пилота могут списать по состоянию здоровья, а иногда он просто устаёт. Лётчик гражданской авиации постоянно сидит на чемоданах, редко видит семью, ему сложно планировать отдых. Благодаря современному оборудованию, физические нагрузки сегодня не слишком высоки, хотя профессия пилота и относится к вредным: большая ответственность, постоянная смена часовых поясов, повышенный уровень радиации и так далее. Но профессиональная подготовка пилотов в России сохранилась на высоком уровне. Отечественные лётчики изучают не только специальность, но и много попутных, общих, фундаментальных дисциплин, курсант воспитывается как личность. Эта система сохранилась ещё с советских времён.
Продолжает летать
«Одно время СМИ писали, что мне якобы предложили работу в Объединённых Арабских Эмиратах, - вспоминает Дамир. – На самом деле это был неофициальный разговор с представителем одной из тамошних компаний, который говорил только о возможности такого трудоустройства. Лично я никогда не собирался покидать Россию. Мы там чужие и своими не станем никогда. Там другой климат, другие люди, я вырос на иных ценностях…»
Сегодня Дамир продолжает работать в «Уральских авиалиниях», летает, поддерживает физическую форму, в последние полгода много времени уделяет кино (в качестве консультанта). Во время последних новогодних праздников ему довелось позаниматься на авиа-тренажёрах самолётов Airbus А320 и Boeing 737NG. «Управлять Эйрбасом для меня дело привычное, а вот управлять Боингом пришлось впервые. Но со временем приноровился».
На премьере фильма в Екатеринбурге присутствовали члены экипажа, а на предпоказ в Москве были приглашены пассажиры и даже фермеры, которые работали на том самом кукурузном поле. Дамира в фильме сыграл актёр Егор Бероев. В процессе работы над картиной лётчик и артист подружились и до сих пор поддерживают хорошие отношения. Интересно также, что супругу Юсупова (Наталью) играет жена Бероева – Ксения Алфёрова, дочь актрисы Ирины Алфёровой.