С 1 сентября 2023 года в России начал действовать новый закон о такси, призванный повысить качество услуг и безопасность поездок. Однако в Свердловской области он привёл лишь к резкому росту цен. Всё остальное осталось прежним…
Между двух огней
Федеральный закон № 580 подразумевает для такси целый ряд ограничений и запретов, обязательный медицинский осмотр и технический контроль, соблюдение режима труда и отдыха. У каждого водителя должно быть разрешение на перевозку пассажиров, статус ИП, самозанятого или официальное трудоустройство в таксопарке. К перевозкам не допускаются люди, которых дважды за год лишали прав, у кого есть непогашенная судимость или более трёх неоплаченных штрафов за нарушение ПДД. И это только вершина айсберга.
Многие полномочия были отданы на «откуп» властям регионов, и в этом плане чиновники оказались между двух огней. С одной стороны, областной Минтранс обязан отслеживать исполнение новых правил игры, с другой – давить на бизнес у них нет никакого желания. «К сожалению, агрегаторы и водители по большей части игнорируют закон, но мы пока ограничиваемся предупреждениями и предостережениями», – отметил представитель Министерства транспорта и дорожного хозяйства региона Сергей Чертищев.
Представители Госавтоинспекции также называют ситуацию «неутешительной».«В 2023 году произошло 63 ДТП с участием такси, в которых пострадало 68 человек, 46 аварий – по вине таксистов, – рассказал замначальника отдела надзорной деятельности ГИБДД региона Александр Порубенко. – У большинства из них не было разрешений и путевых листов, а у десяти человек отсутствовали водительские права».
Между тем с начала 2024 года в регионе произошло уже 22 ДТП с таксистами, у 11 из них не было разрешения. Имел место вопиющий случай, когда иностранец без прав российского образца и в состоянии наркотического опьянения наехал на пешехода. Человек скончался, однако агрегатор допустил водителя к перевозке людей...
Регулярные рейды, которые проводят силовики в отношении таксистов, показывают, что около 70% водителей нарушают закон. «Цены на такси выросли, но всё остальное осталось прежним», – отмечает Порубенко.
Что касается цен: по данным на февраль 2024 года, средняя стоимость поездки в такси в Екатеринбурге увеличилась на 30%. При этом в непогоду или часы пик тарифы не поддаются никакому контролю и увеличиваются в разы.
Назад в СССР
«Уже в самом законе заложены причины его провала, – считает директор сервиса заказа такси Максим Шушарин. – Он был рассчитан на максимальную легализацию отрасли, в первую очередь – самозанятых перевозчиков. Их у нас в стране 2–2,5 млн человек. Но за всё время действия закона разрешения получили лишь 8,5 тысячи человек, то есть 0,2%! Законодатель автоматически распространил на водителей те же требования, которые применялись к таксопаркам в СССР в 60–70-х годах прошлого века. Например, обязательный медосмотр…»
По словам руководителя, в Екатеринбурге действуют 1 384 пункта для прохождения медосмотра, однако с самозанятыми работают только 33 из них, а круглосуточно – всего семь. При этом услуги такси в столице Урала оказывают 48 тысяч самозанятых. Чтобы пройти медосмотр, водителю нужно простоять две недели в очереди. С пунктами техосмотра ситуация ещё хуже.
Причём в Свердловской области, где нет ограничений по цветовой гамме кузова автомобиля, ещё не самая худшая ситуация: в ряде регионов именно из-за этого произошёл массовый отток таксистов в «серую зону».
Другая проблема – стоимость ОСАГО, которая для такси составляет десятки тысяч рублей.
«Сегодня таксомоторный рынок работает в крайне непростых условиях, – подчеркнула председатель Общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова. – Есть много претензий: перевозчики работают нелегально, агрегаторы не соблюдают закон, пассажиры недовольны ростом цен, а водители – условиями работы и низкими заработками. Чтобы решить все эти проблемы и сдержать рост цен, необходим комплексный подход, диалог между властью и бизнесом, субсидии и поддержка самозанятых…»