376

Искусство войны. Как театры Свердловска внесли свой вклад в Победу

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 19. «АиФ-Урал» 07/05/2020
У проходной Уралмашзавода в 1943 году артисты Музкомедии передают на фронт три танка Т-34.
У проходной Уралмашзавода в 1943 году артисты Музкомедии передают на фронт три танка Т-34. «АиФ-Урал»

Однажды Свердловск стал центром огромной страны. Это случилось в 1941 году: на Урал начали эвакуировать заводы вместе с рабочими, музейные фонды, вузы и отдельных ученых, артистов, писателей, художников — миллионы людей. Большинство из них сумели выжить в нечеловеческих условиях ежедневного тяжелого труда и голода, сделав Урал надежным тылом для фронта и дав ему все необходимое для победы. Не остались в стороне и свердловские театры.

Опера и самоходные пушки

Свердловский театр оперы и балета имени Луначарского, как и другие советские театры, в годы войны решительно перестроил свою творческую деятельность: в репертуар патриотические спектакли и постановки, рассказывающие о борьбе за Родину. Уже осенью 1941 года театр поставил оперу Россини «Вильгельм Телль» о героической борьбе швейцарского народа со своими угнетателями. Не забывали артисты и русскую классику — «Иван Сусанин» Глинки или «Дубровский» Чайковского очень нравились свердловчанам.

При этом часть коллектива Оперного театра ушла на фронт, так что оставшейся труппе пришлось работать без выходных. За пять лет Великой отечественной войны артисты дали более четырёх тысяч концертов — играли на фронтах в составе сборных фронтовых бригад, играли в тыловых частях и госпиталях. Более того, работники театра участвовали в организации одного из госпиталей, дежурили по ночам у тяжелораненых бойцов, читали им газеты и книги.

Главный архивист отдела публикации и использования архивных документов ГКУСО «ГАСО» Мария Сергеевна Еряшева подчеркивает, что вклад театра в Победу неоценим: «Театр отказался от государственной дотации, дал  государству 860 000 рублей прибыли. И при этом артисты театра отправляли на фронт тёплые вещи, продовольственные посылки. На свои собственные средства приобрели и отправили на фронт три самоходные пушки. Вместе с другими творческими коллективами страны собрали средства на эскадрилью «Советский артист».

Не кукольные бои

22 июня 1941 года Театр кукол давал спектакль «Волшебная калоша» на летней сцене парка им. Маяковского. Правда, закончить постановку артисты не успели: «Мы уже отыграли половину спектакля, как на сцену поднялся военный, попросил остановить спектакль и объявил: «Сегодня в четыре часа утра Германия вероломно напала на Советский Союз. Всем военнообязанным явиться сегодня в военкомат», – вспоминала артистка театра Анна Заякина.

Вскоре в Свердловск начали поступать эвакуированные. Артистам поручили дежурить на вокзале, встречать прибывших и временно размещать их в ТЮЗе. Тогда же сотрудники Театра кукол решают отказаться от государственных дотаций и продолжать работу несмотря ни на что.

Спектакли давались в госпиталях и на заводах, в самом Свердловске и области. Заведующая музеем Екатеринбургского театра кукол Лидия Потапова рассказала, что даже реквизит тогда приходилось делать самостоятельно из чего придётся: «Материалы тогда было нелегко найти, потому артистки приносили свои платья, которые распарывали, раскраивали и потом шили наряды для кукол».

Конечно, кроме привычного репертуара театр стал придумывать и новые спектакли: так появились «Антифашистский концерт» и «Мы вернёмся» о мальчике-партизане. Местные газеты в 1942 году писали и о постановке «Чудесная карта» – в ней речь шла о карте СССР, которую нельзя закрасить или порвать.

Многие артисты Театра Кукол ушли на фронт. Воевал и режиссёр театра Сергей Скобелин. На войну он прихватил с собой любимую куклу – Петрушку. В перерывах между боями он, приспособив под ширму плащ-палатку, разыгрывал для бойцов миниатюры, пел едкие высмеивающие врага частушки, чем поддерживал фронтовиков. Однажды именно Петрушка спас режиссёру жизнь: осколком снаряда его разорвало в клочья, зато сам Сергей Скобелин выжил, хоть и получил тогда тяжёлую контузию.

Цифры
42000 человек и 3685 фронтовых театральных бригад и театров выступали перед бойцами Красной Армии в годы Великой отечественной войны.

Сам же Театр юного зрителя славился новогодними ёлками: даже в военные годы труппа умудрялась проводить праздничные спектакли, создавая для детей атмосферу настоящей сказки.

Песни между голодными обмороками

Свердловский театр музкомедии в годы войны жил сверхнапряжённой жизнью: при норме в 10 спектаклей в месяц артисты играли по 20 и больше. А в перерывах между репетициями и постановками мыли палаты в госпиталях, чинили раненым бельё, и стирали бинты — перевязочного материала попросту не хватало.

«Страшные эти бинты мне не забыть никогда», — вспоминала Мария Викс, бывшая тогда ведущей солисткой театра. Для победы не жалели и личных денег: в 1943 годц на площади у центральной проходной Уралмашзавода коллектив Свердловского театра музыкальной комедии в передал для фронта три танка Т-34, собранных на средства театра.

При этом артисты Музкомедии валились с ног от голода. Однажды прямо на сцене один из актёров упал в голодный обморок. А потом у жены другого артиста от недостатка пищи и витаминов начались проблемы с лёгкими, и чтобы получить для неё кусочек свежей печени, лицедей по ночам работал на мясокомбинате. И такие случае были далеко не редкостью.

Когда актёры свердловских театров, в том числе и и Музкомедии, начали массово страдать от дистрофии, обком партии обратился к директорам крупных уральских заводов с просьбой помочь дополнительным питанием. И те, конечно, помогли. Свердловский театр музыкальной комедии был прикреплён к Первоуральскому новотрубному заводу, и это спасло многих от голодной смерти.

Иногда артисты и их творчество становились последним утешением. Марию Викс однажды попросили пройти в палату к получившему тяжелейшие ожоги лётчику: «Врачи предупредили, что он обречён. То, что я увидела, переступив порог, и сейчас сжимает сердце болью. На кровати лежал с ног до головы забинтованный человек. Видны были только воспалённые глаза, нос, рот... У меня стиснуло виски, а баянисту не подчинялись пальцы. Вдруг больной попросил песню про лётчика. Я спела Бакалова «В родном краю» о дальневосточном лётчике. И вдруг раздался странный звук: не то стон, не то всхлипывание, и я увидела, что раненый плачет...»

Она и сама разрыдалась, едва вышла из палаты. Через несколько часов узнала: лётчик умер.

Драма на фронте и в тылу

С началом войны на Урал эвакуировались не только работники заводов и беженцы, но и знаменитые театры — Московский Художественный театр и Центральный театр Красной Армии. Так что Свердловскому театру драмы в эти годы пришлось нелегко: приходилось не только работать на износ, но и даже соперничать со столичными труппами.

При этом в  первый же день войны в Свердловской драме начали формировать концертные бригады для поднятия боевого духа на фронте и в тылу: с 1941 года по 1945 год силами 7 таких коллективов было  дано 1600 концертов на фронте.

В тылу же актёры Драматического театра вместе с коллегами из других театров Свердловска актеры дали 16055 концертов в госпиталях, на заводах, в воинских частях тыла.

И всё это время артисты продолжали собирать средства для победы: 824 тысячи рублей из личных средств было внесено в фонд обороны, ещё 90 тысяч рублей — в фонд помощи детям фронтовиков.

Оставить комментарий (0)

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах