Как маркетологи заставляют нас совершать покупки, даже когда мы не собирались покупать ничего? Оказывается, есть специальные приемы, зная которые, вы перестанете тратить огромные суммы при походах в магазин. Особенно это актуально в преддверии новогодних распродаж.
1. Сладкое слово «скидка»
Прежде чем оставлять свои деньги на кассе, проведите небольшое исследование – сколько стоит данный товар в других магазинах? Сколько он стоил раньше? Вы будете удивлены, но часто перед тем, как на ценнике появляется заветная «скидка 10%», товар становится дороже на 20%.
Вообще не доверяйте одному только слову «скидка» или его эквивалентам (желтые, красные ценники, зачеркнутые цены и т.д.). Цель подобных акций – включить эмоции, на волне которых человек легче совершает спонтанные незапланированные покупки. При этом на самом деле скидки может и не быть совсем или она будет незначительная.
Что делать: игнорировать само по себе слово «скидка», анализировать и сравнивать реальные цены.
2. Правильная цена
- Заставить купить ненужное призваны и другие распространенные фокусы с ценами: «два товара по цене одного», «10% в подарок», «тотальная распродажа только сегодня», «вау-скидки на остатки», цены с 9 на конце и т.д. Чаще всего, если отложить в сторону эмоции и начать анализировать и сравнивать, вдруг окажется, что тотальная распродажа действует лишь в отношении одного товара, да и тот уже кончился, а «бесплатные» товары делают общую покупку дороже в два раза.
- Особенно стоит притормозить и задуматься, когда вас торопят совершить покупку как можно быстрее. Из этой же истории – ценники с 9 на конце (психологически 199 воспринимается дешевле, чем 200, хотя по факту, конечно, практически ничем не отличается), а также размещение рядом с дешевыми товарами похожего по характеристикам дорогого, который покупать никто не будет, но сравнение цен заставит людей обращать внимание на недорогую линейку.
- Реже, но встречаются и откровенные мошенничества, когда на ценнике стоит одна цифра, а у кассы оказывается, что товар стоит гораздо дороже. Конечно, сотрудники магазина объясняют все нерадивостью работника зала или ошибкой, но правда в том, что немногие покупатели сверяют стоимость в чеке, уже оплатив покупку, и уж совсем единицы, обнаружив «ошибку», идут разбираться и предъявлять претензии.
3. Расположение товаров
- Самые востребованные, недорогие и часто покупаемые продукты – хлеб, яйца, молоко – находятся в глубине магазина, причем в разных местах. Пока вы их найдете, по дороге наберете тележку ненужного. Начинается торговая зона, как правило, с овощей и фруктов, чтобы, купив полезные продукты, человек мысленно поставил галочку в строчке «здоровое питание» и, расслабившись, со спокойной совестью мог позволить себе заманчивые вредности, вроде кондитерки или баночки пива.
- Самые дорогие товары находятся с правой стороны на уровне глаз. Хотите найти товар подешевле – смотрите на нижних полках или, наоборот, на самом верху.
- Россыпь ярких мелочей у кассы действует гипнотически на детей, и родители, устав бороться, сдаются и покупают шоколадку или жвачку. Между тем точно такие же товары, как правило, есть и в глубине зала, и стоят они там на порядок дешевле, но кто же будет возвращаться за какой-то мелочью, когда заветная касса уже совсем рядом?
- Еще один традиционный ход – периодически менять местами товары и целые отделы, чтобы постоянные покупатели были вынуждены снова и снова искать нужное, а по пути покупать что-нибудь еще.
- Кстати, сам по себе формат супермаркета, когда покупатель может сам выбрать товар, предварительно покрутив его в руках, в среднем на 30% прибыльнее традиционного магазина «у дома», продукты в котором подает продавец. Как думаете, почему?
4. Дать в руки, попробовать на вкус
Что делать: ходить в магазин со списком и выбирать только те товары, которые вам действительно в данный момент необходимы.
5. Голод — враг кошельку
Вообще голодный покупатель – первый враг своему кошельку. Подмечено, что сытый покупает гораздо меньше. Но даже если вы не голодны, в супермаркете все устроено таким образом, что чувство голода непременно появится, достаточно побродить несколько минут по залу. Сменяющие друг друга ароматы апельсинов, кофе, ванили, свежей выпечки, жареной курочки вызывают слюноотделение и настойчивое желание купить всю эту вкусноту.
Именно отчасти с этой целью во многих супермаркетах есть собственный цех переработки, в котором можно приобрести готовые блюда (плюс безотходное использование продуктов с истекающим сроком годности). Подмечено, что аппетитные запахи увеличивают средний чек до 20%.
Что делать: не ходить в магазин голодным, не покупать готовые блюда в супермаркетах.
6. Эмоциональные покупки
Не забыты и другие органы чувств, ведь нужно создать перегрузку всех репрезентативных систем человека, чтобы он стал меньше рассуждать и вошел в измененное состояние сознания, близкое к трансу. Именно тогда и совершаются незапланированные эмоциональные покупки.
- Музыка в торговом зале повышает настроение, создает определенный ритм (спокойный, когда покупателей нужно замедлить, или динамичный, когда в час пик нужно ускорить поток).
- Подсветка определенных оттенков и интенсивности улучшает внешний вид товаров, привлекает внимание, вызывает ощущение уюта и тепла или добавляет визуальной свежести продуктам. Неслучайно цветовое оформление торговых центров, размер и фактура напольного покрытия и вообще отделки, отсутствие окон, естественного освещения и часов в залах – все это призвано сконцентрировать покупателя на покупках и отвлечь его от внешнего мира и его проблем.
Что делать: пользоваться наушниками и слушать свою музыку, следить за временем, проведенным в торговом центре.
7. Корзинка или тележка?
Кстати, даже размер тележки имеет значение. За минувшие полвека она стали больше в два раза и сегодня вмещает две потребительские корзины средней семьи. Все это призвано создать у покупателя желание взять как можно больше товаров. Уж очень сиротливо будет выглядеть в большой тележке булка хлеба и бутылка молока.
Что делать: использовать вместо тележки маленькую корзину, если вы не планируете закупить продуктов на месяц, а если вы пришли только за хлебом и молоком – не брать даже корзину.
8. Рекламные слоганы на упаковках
Еще один способ манипулирования – рекламные слоганы на самих продуктовых упаковках. Все эти «рекомендовано стоматологами», «без холестерина», «с витамином Е», «экологичный», «без ГМО», «лучший товар года», «выбор года» и т.д. Как правило, подобные заявления не несут никакой практической и объективной ценности и призваны лишь создать у покупателя соответствующий эмоциональный настрой и подтолкнуть к покупке.
Что делать: критически оценивать рекламные призывы и предварительно искать дополнительную информацию в доступных источниках.
9. Карты отключают критичность
Повсеместный переход на безналичный расчет, особенно ускорившийся в эпоху пандемии, также работает против кошелька покупателя и помогает магазинам увеличивать средний чек. Ведь психологически оплачивать картой легче, чем живыми, наличными деньгами. С виртуальными деньгами люди расстаются проще, и меньше вероятности, что их не хватит, в отличие от кэша. А значит – можно купить больше.
Карты лояльности также увеличивают траты и привязывают покупателей к определенным торговым сетям. А еще они позволяют отслеживать покупки конкретного человека и делать ему заманчивые предложения, от которых так сложно отказаться.
Что делать: вести дневник расходов, периодически анализировать свои траты, определить еженедельную (ежемесячную) сумму на продукты и товары первой необходимости и стараться не выходить из нее, крупные покупки планировать заранее.