Наступили холода, и в головы некоторых уральцев лезут мысли: «А, может, ну ее на фиг, эту малую родину, переехать куда-нибудь к морю? Чтобы не в отпуск, а насовсем. Например, в Крым.
Севастополь при первом визите производит на уральцев неизгладимое впечатление. Невероятно уютный город на берегу Черного моря, корабли на рейде, невысокие домики, прекрасный климат и другие плюшки вызывают мысли о том, чтобы сменить суровый Урал на морские пейзажи на постоянной основе. Работа в городе, в принципе, есть, хотя вакансий меньше, чем в Екатеринбурге, а зарплаты ниже. Да и малый бизнес активно развивается, так что переезд сюда на ПМЖ – дело осуществимое.
Но это то, что бросается в глаза всем. А что ждет переехавшего сюда уральца в бытовом плане? Инженер Игорь Махненко несколько лет назад перебрался из Екатеринбурга в Севастополь и обратно не собирается. Он рассказал журналисту «АиФ-Урал» о бытовой стороне переезда с Урала в приморский город-герой.
Цены на жилье и продукты
В Севастополь я перебрался пять лет назад. Здесь сошлись два момента. Первое – меня здесь ждали. Второй же момент – сам город меня заинтересовал многими факторами, начиная от истории и заканчивая рельефом местности. А со временем к городу прикипел. Так что вот до сих пор живу, уже пять лет.
Работу я нашёл за пределами города. Обустраиваться начал заблаговременно, ещё живя на Урале. На дворе стоял 2015 год, в Крыму вовсю были в ходу бумажные объявления на столбах, плюс «Авито». Вот в нем и стал искать и работу, и жильё.
Сразу бросились в глаза цены. Тогда двухкомнатные квартиры в аренду стоили в месяц от 17–19 тысяч рублей (причём это не центр города). Сейчас, конечно, цены стали ещё выше: стоимость аренды в тех же краях начинается от 20–23 тысяч рублей.
С чем не было проблем – это с продуктами – ни в 2015 году, ни сейчас. Разве что спектр поменялся: раньше было немало продуктов с Украины, а потом, когда начались блокады, пошли материковые производители. Местные тоже есть – к примеру, молоко и молочная продукция. Если сравнивать цены – здесь до сих пор повыше, чем за Керченским проливом, причем как на продовольствие, так и на непродовольственные товары.
Инфраструктура устаревшая
Первое, что бросается в глаза уральцу, – в городе нет горячей воды. Система умерла где-то в 90-е годы. С тех пор в домах советской постройки установлены накопительные нагреватели, в постсоветских домах изначально предусмотрены газовые. Если в доме электрический бойлер – надо быть готовым к повышенным счетам за электричество.
Система водоснабжения, по словам официальных лиц, также изношена процентов на пятьдесят. Хотя в новостях регулярно сообщают о засухе в Крыму и об ограничении водоподачи в Симферополе, в Севастополе пока с этим спокойно – если не случится прорыва на магистрали. Тогда на время устранения прорыва целый район сидит без воды.
Канализация работает, правда, с одним «но» – очистных нет. Город выпускает сточные воды в районе Голубой бухты, Балаклава – у входа в Балаклавскую бухту. Там от воды надо держаться подальше.
Стационарных телефонов тут почти не осталось, везде сотовые, впрочем, как и везде. В своё время я удачно взял тариф, который действует в Крыму без роуминга: 510 руб. в месяц, в эту сумму входит пакет минут, пакет СМС и 5 Гб интернета. В принципе, хватает. Проводной интернет дома – 50 мбит/с, по паспорту. Чтобы смотреть кино – хватает, для соцсетей, почты и закачки файлов тем более. Правда, подорожал с этого месяца на сто рублей: было 460, стало 560.
Городской транспорт реформировали
Когда я только перебрался в Севастополь, муниципальный транспорт здесь был представлен троллейбусами и катерами, а частники распоряжались маршрутками («топиками» по-местному, в честь микроавтобуса TOPIC, с которого всё начиналось). Как тогда, так и сейчас, немалая часть троллейбусных маршрутов дублировалась этими самыми маршрутами. Некоторые маршрутки ходили круглосуточно, с повышенным ночным тарифом и оплатой наличными.
Года три назад в городе затеяли транспортную реформу. Обещали много чего, но выполнить смогли меньшую часть. К примеру, планировали убрать дублирование маршрутов – так и не убрали. Зато муниципальный парк пополнился автобусами большой вместимости – дело это полезное, ибо частнику такой автобус не по карману, а ехать в битком набитой тесной маршрутке – удовольствие так себе. В рамках реформы ввели транспортные карты и регулируемый тариф на все виды транспорта, в том числе на маршрутки. И это нововведение убило ночные рейсы. Теперь после 10-11 часов вечера по городу приходится перемещаться пешком или на такси.
Надо отдать должное, муниципальный транспорт расширяет свою сеть. К примеру, стали ходить автобусы из центра в Инкерман и Балаклаву – в этих направлениях стабильно хороший поток пассажиров. На мыс Фиолент, где живет много народу в частном секторе, а летом тянутся толпы отдыхающих, тоже запустили несколько муниципальных маршрутов. Добираться стало удобнее.
А вот с рельсовым транспортом в городе беда. До 1941 года тут была трамвайная сеть, вагоны ходили аж до Балаклавы. В войну сеть разрушили и потом не стали восстанавливать, вместо этого запустили троллейбус. На мой взгляд, трамвай мог бы оказаться актуальным.
Вообще железная дорога здесь – исключительно пригородный и междугородний транспорт. О городской электричке, похоже, власти даже и не задумываются. Теоретически можно запустить 1–2 вагона от вокзала до станции Мекензиевы Горы. В Балаклаву тоже заходят рельсы, однако если ехать до вокзала – получается солидный крюк.
Мост и катера – это не прихоть для туристов
Особенность города – он разрезан на две части Севастопольской бухтой. Чтобы попадать на северную сторону и обратно, приходится пользоваться катерами, они тоже являются городским транспортом. Государство передало их муниципальному перевозчику – Севэлектроавтотрансу (СЭАТ), который занимается также троллейбусами и автобусами.
Бывает, что рейд перекрывают – либо шторма, либо по заявкам флотских. Тогда пускают компенсационные автобусы через Инкерман. Компенсация получается так себе: катер идёт 10–15 минут и берет на борт триста человек; автобус едет больше часа и вмещает около ста человек. Так что разговоры о мосте через бухту – это не прихоть.
Все дороги идут через центр
Севастополь – город на пересечённой местности: здесь повсюду бухты, балки, холмы и возвышенности, плюс хаотичная планировка – жилые кварталы перемежаются с остатками промзон, частным сектором и воинскими частями (как в Челябинске, который тоже хаотично застроен из-за эвакуации 1941 года).
Исторически сложилась кольцевая планировка в центре города с несколькими лучами к территориям, удобным для застройки. При восстановлении города после войны такую схему закрепили. Как следствие – практически все транспортные потоки идут через центр, перегружая его. Поэтому пробки в центре – обычное дело.
Обходные маршруты есть, но из-за рельефа местности это не везде возможно. Одно время муссировалась тема со строительством так называемой Гераклейской рокады – широкой дороги, объединяющей все районы города и проходящей километрах в 2,5–3 от центра, как ЕКАД. Если бы выстрелило – польза была бы огромная, но увы, тема заглохла.
Какие-то внутригородские дороги ещё можно расширить – застройка позволяет, но кардинального выигрыша это не даст. Так что придётся рано или поздно рубить новые транспортные коридоры.
Работа
Работа в Крыму вообще и в Севастополе в частности – вопрос неоднозначный. С одной стороны – вакансии есть, с другой – эти вакансии в основном либо относятся к сфере обслуживания, либо сезонные. Также есть спрос на работников строительной сферы: разнорабочих, прорабов, проектировщиков, специалистов ПТО и т.д. В Севастополе регулярно возникает спрос на кораблестроителей – как рабочих, так и ИТР. В Керчи и Феодосии тоже должен быть спрос – заводы «Море» и «Залив» сейчас на подъёме.
СКК «Мрия» регулярно набирает персонал: бармены, официанты, батлеры, горничные и т.п. Кто там работает – на зарплату не жалуются, но надо понимать, что работа там специфическая. При «Мрии» работают несколько обслуживающих организаций – озеленение, содержание бассейнов – там тоже регулярно открываются вакансии.
В сетевых магазинах также постоянно идёт набор сотрудников. В сфере транспорта есть спрос на водителей категории Д и кондукторов.
То есть вакансии, конечно, есть. Но вот вакансию с хорошей зарплатой надо искать долго и не факт, что устроишься: работодатель смотрит нескольких кандидатов. Большинство вакансий по Крыму – с зарплатами 25–30 тысяч руб. Напомню – аренда жилья, как правило, начинается с 20–22 тысяч.
Разнорабочие получают порядка 1800–2000 в день. Правда, работа у них тяжёлая: к примеру, те, которых привлекали мы, переносили панели триплекса массой до 100 кг – причём по лестницам и наклонным поверхностям. Смена на стройке – 12 часов, так что люди реально уставали.
Кто и зачем переезжает в Крым
Если смотреть по автомобильным номерам, в Крым перебираются жители Мурманска, Омска, Новосибирска, а также башкиры, уральцы. Номера 196 и 174 попадаются часто.
Несколько моих знакомых работают в сфере IT, семья ингушей занимается своим бизнесом (окна, фасады), семья новосибирцев – он занимается строительно-монтажными работами, она работает в правоохранительных органах. Есть два знакомых луганских беженца – оба получили статус, потом гражданство, оба работают в строительстве. Жена еще одного знакомого работает по специальности бухгалтером. Недавно общался с одной фирмой, занимающейся обслуживанием маломерных судов, – её основали и руководят выходцы из Челябинска. Знакомый одессит – в сезон инструктор по дайвингу, вне сезона – строительство и ремонт.
Отношение к «понаехавшим»
Как показывает жизненный опыт, к приезжим везде относятся так себе. Вспоминаются городские форумы екатеринбурга «областнег», «кАлхознег», «гоните областегов нафиг» и т.д. На крымских форумах такие же настроения. Среди севастопольцев немало тех, чья молодость пришлась на времена, когда город был закрытым и туда можно было попасть только по приглашениям. Такие люди на полном серьёзе требуют закрытия города и вытуривания всех некоренных.
Надо заметить, я с самого начала всегда говорил открыто: да, я приезжий. С адекватными людьми проблем не возникало.