Культурно-социальный конфликт разгорелся в столице Урала вокруг спектакля-экскурсии «Дело № 39496» («Дело Филиппа Загурского»). Представители Ассоциации жертв политических репрессий посчитали, что постановка нарушает их права.
Палачи и жертвы
Соответствующие письма были направлены главе Екатеринбурга Алексею Орлову, уполномоченному по правам человека в регионе Татьяне Мерзляковой и прокурору Свердловской области Борису Крылову.
Цитируем: «С неприятным чувством на сердце узнали, что на мемориале жертвам политических репрессий в Екатеринбурге уже долгое время проводятся так называемые «иммерсивные спектакли». Прямо на территории комплекса часть зрителей превращаются в следователей, другие – в обвиняемых. По сюжету предполагается спуск в яму глубиной в два человеческих роста. Мы считаем, что подобные «действа» просто возмутительны для памяти жертв репрессий. Тем более что спектакль проводится на святом месте – на мемориале, построенном на местах захоронений. Более того, используемые в постановке психологические приёмы опасны и для детей всех возрастов (билеты продаются от 12 лет), и для взрослого человека. Неужели организаторы не задумываются, что пребывание палачом или жертвой может деструктивным образом повлиять на человеческую психику?»
Авторы послания также просят «защитить память репрессированных и не допустить проведения спектаклей на костях».
Письмо было составлено представителем Ассоциации жертв политических репрессий в Екатеринбурге Виктором Черкасовым и экс-главой городского общества слепых и общественной организации инвалидов «Уральский мост» Ларисой Строкач.
Создатели спектакля (Агентство молодёжных инициатив и Музей истории Екатеринбурга) высказываются по поводу жалобы общественников достаточно жёстко, называя её не иначе как «доносом».
Дело ещё и в том, что данную постановку показывают уже около трёх лет. И до сих пор никаких сложностей у организаторов не возникало.
Глубокое погружение
«Это не классический спектакль, а прогулка с глубоким погружением в историю того времени, – пояснил руководитель Музея истории Екатеринбурга Сергей Каменский. – Люди, которые выступают против, не знакомы с маршрутом и сценарием. А самое «забавное» во всей этой истории – это то, что спектакль про репрессии 30–40-х годов прошлого века отменён из-за доносов, которые были популярны в те годы...»
Стоит отметить, что спектакль-экскурсия был создан в рамках проекта «Один человек – это уже много: репрессии в Свердловской области».
Постановка стала победителем конкурса Фонда президентских грантов. Впервые действо было представлено публике осенью 2018 года. С тех прошло более 40 показов, которые посмотрели не только взрослые, но и подростки – учащиеся 9–11 классов.
В рамках проекта были взяты интервью у членов 100 семей, подвергшихся политических репрессиям, а также издана книга воспоминаний. Сергея Каменского уже поддержали многие представители уральской интеллигенции, в том числе имеющие непосредственное отношение к театру.
«В спектакле-экскурсии я приняла участие в один из первых показов, то есть около двух лет назад, – вспоминает театральный критик Наталья Курюмова. – Впечатление, которое произвело на меня это действо, остаётся не только одним из самых сильных театральных впечатлений за последнее время, но и важным человеческим переживанием».
«Оценили этот спектакль в духе «я Пастернака не читал, но осуждаю», – говорит официальный представитель театра «Урал Опера Балет» Семён Чирков. – Подозреваю, что судят с чужих слов, в кривом пересказе. Мне горько и обидно за замечательную постановку. Высказанные претензии несостоятельны, несправедливы и надуманны. На такую субъективную оценку автор коллективного обращения, безусловно, имеет право. Как и я имею право на свою оценку. Но я, в отличие от автора коллективного обращения, спектакль этот видел…»
«Насколько я поняла, место, где проводился спектакль, является общедоступным и используется в том числе и для спортивных мероприятий, – отмечает психолог Татьяна Третникова. – Спектакль же является культурным проектом, направленным на освещение темы Большого террора, привлечение внимания к массовым убийствам этого периода, и актуален именно в наше время, когда тема эта постепенно уходит из сознания людей».