1215

На все крылья мастер. Пенсионер летает на самолёте собственной постройки

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 44. «АиФ-Урал» 27/10/2020
Валерий Залесов – человек и самолёт.
Валерий Залесов – человек и самолёт. © / Евгений Лобанов / «АиФ-Урал»

Про таких людей говорят – у них золотые руки. Так себе выражение. Ладонь у Валерия Залесова в его 70 лет шершавая от мозолей, а рукопожатие крепкое, как у борца. Это от того, что всю жизнь он работает руками. Делает мебель и печи, станки, сам собрал трактор, когда в нём возникла нужда. А ещё он в собственном доме на окраине Екатеринбурга строит самолёты – не игрушки, а полноценные летательные аппараты тяжелее воздуха.

Пристрастился к небу со школы

В далеком советском прошлом пятиклассник Валера получил от учителя труда задание – сделать винт для аэросаней. Советские школьники на таких занятиях могли не то что аэросани – лунный модуль изготовить, да такой, что Илон Маск обзавидовался бы. Над этим винтом Валера работал два года, но всё же справился с задачей. Тогда он ещё не знал, что в будущем будет делать винты уже для самолётов.

Время шло, Валера вырос и стал Валерием Михайловичем. Из Кировской области перебрался в Свердловск. Здесь выучился на столяра и познакомился с дельтапланеристами. Тем очень приглянулся рукастый парень, имевший к тому же собственный автомобиль, – возить разобранный дельтаплан на машине куда удобнее, чем на автобусе.

Так Валерий Залесов пристрастился к небу. На дворе были 80-е – тогда вопрос о том, чтобы купить дельтаплан, даже не стоял: только если сделать своими руками. Они с друзьями и делали – летали на том, что смастерили сами.

Работы на «Байконуре».
Работы на «Байконуре». Фото: «АиФ-Урал»/ Евгений Лобанов

Потом дороги с небом у Валерия Михайловича надолго разошлись. Уже в начале 2000-х бывшие друзья-дельтапланеристы позвали его съездить на Компрессорный, где в здании полузаброшенной станции юных техников несколько фанатов неба строили самодельный гидросамолёт – большой, шестиместный. Валерий Михайлович в те годы работал жестянщиком в автосервисе, и нужна была его профессиональная консультация. Но он консультацией не ограничился – включился в работу.

«Это всё зимой было. А летом уже начались полеты на ВИЗе. Когда летать начали – меня спрашивают: хочешь научиться на самолёте летать? – рассказывает Валерий Михайлович. – Конечно, хочу! Тогда была Федерация любителей авиации – там и занимались. Теорию проходили прямо на месте, когда самолёт делали, а практику – по выходным на ВИЗе. Потом сдавали на пилотские удостоверения». Тогда же он начал строить собственный самолёт.

Всё, что тебе нужно, сделай сам

Есть такое современное понятие – «сделал себя сам» (от английского self made man). У Валерия Михайловича другое кредо: сделай сам то, что тебе нужно. Когда-то ему понадобился трактор – он сделал себе трактор, который и сейчас стоит у него во дворе. Так что вопросов о том, где взять самолёт для полётов, у него не возникало. Покупать или брать в аренду – дорого. Так что строить самому, конечно же!

Советские школьники на школьных занятиях могли не то что аэросани – лунный модуль изготовить.

Постройка первого самолёта, которую он начал в 2007 году, заняла у Залесова восемь лет. Конечно, ему помогали – больше всего два друга, тоже авиаторы-энтузиасты. Но основную работу делать приходилось самому.

«Я же не только этим занимался. Есть работа, дом надо было свой строить. А ещё огород, пасека… К тому же это всё ведь дорого – тот же дюраль. Работаешь, копишь на то, что пойдёт на самолет», – говорит Залесов. У Валерия Михайловича рядом с домом уже было три рабочих комнаты – столярка и мастерские. Для постройки самолёта он соорудил над гаражом четвертую, которую они с друзьями окрестили «Байконуром».

Фото: «АиФ-Урал»/ Евгений Лобанов

Валерий Михайлович рассказывает: у пилотов-энтузиастов своё сообщество. Людей в нём не много, все всех знают. И понимают проблемы друг друга. Он среди авиаторов известен своими талантами инженера и механика. Даже работал одно время в настоящей, пусть и маленькой, авиастроительной фирме – компании «Статус», выпускавшей небольшой гидросамолёт собственной разработки. Сейчас фирмы уже нет, но пенсионер-авиатор вспоминает её с любовью.

Когда ему понадобился трактор – он сам сделал себе трактор.

«Мне нравилось там работать, – говорит Валерий Михайлович. – Помещение арендовали у НПО «Автоматика», строили там самолёты. Коллектив прекрасный – все друг друга устраивали. Все бывшие летчики, дельтапланеристы. У каждого по несколько профессий – безруких там не держали».

Потом фирма закрылась, но у Валерия Михайловича остались его мастерские. Не специализированные, конечно, – он здесь и трактор себе строил, и для дома различный инвентарь собирал. Но и для изготовления деталей самолётов помещения оказались вполне пригодны. Не хватает какого-то станка, на покупку нет денег? Не беда – сам сделаю.

Помимо постройки своего самолёта Залесов помогал другим авиаторам-энтузиастам. Что-то починить, изготовить какую-то деталь… А они в качестве благодарности отдавали ему остатки материалов, которые Валерий Михайлович пускал уже на свой самолёт. Так продолжалось восемь лет.

И вот самолёт построен, доставлен на аэродром Адуй и готов к первому испытательному взлёту. За штурвалом – друг и опытный лётчик, готовится поднять машину в первый полёт. Пробежка по взлётке, и… колесо шасси распасовывается. Вместо того чтобы взмыть в небеса, аэроплан ещё на земле получает серьёзные повреждения. Что сделал бы в этой ситуации другой человек? Опустил руки и занялся бы чем-то другим? Бросился бы чинить аппарат, на который потрачено столько лет? А Валерий Михайлович решил по-другому.

Статистика
8 лет строил первый самолёт Залесов. Он отдал его детям.
«Первый свой самолёт я товарищу отдал. Он у него во дворе стоит, а дочки его там играют. А себе я решил другой сделать. Тот у меня из дерева был, а второй я решил строить уже из металла или из пластика», – рассказывает мастер. И спустя ещё пять лет он его построил. Теперь пенсионер иногда летает над уральскими пейзажами на личном самолёте. Иногда катает друзей. Брал с собой в полёт и жену, которая все эти годы поддерживала его в начинаниях.

«Вот зайдем мы с ней в магазин. Я там давай на станки смотреть, руками их гладить. А она мне – так чего, давай купим, – вспоминает мастер Залесов. – Я, конечно, не купил – откуда 90 тысяч? Традиционно сам сделал. Но её поддержку всегда чувствовал. Если бы не она – какой там самолёт».

Супругу пенсионер-авиатор с собой в небо брал лишь раз. Говорит, что она весь полёт сидела, вцепившись в ручки кресла, очень боялась. Больше летать с мужем не стала, но поддерживать не перестаёт. Наоборот, иногда спрашивает: когда, мол, твои друзья-пилоты к нам придут, что-то давно не заходят…

«Надо, чтобы у всех друзей было по самолету»

Вот вы сколько профессий освоили за свою жизнь? Одну, две? Лично я – три. А Валерий Михайлович – 32! Говорит, что именно столько нужно для того, чтобы построить самолёт. И применение этим своим умениям он постоянно находит.

«Мне всегда нравилось работать руками. Я за реальную работу, – говорит Залесов. – Часто приходилось быть бригадиром – так даже это не нравилось. Потому что ты все время между молотом и наковальней – тебя дергают и прораб, и работяга, и начальник управления. То наряд закрыть, то ещё что-то... А когда работать-то? Башкой когда думать?»

Подарок супруге – своими руками.
Подарок супруге – своими руками. Фото: «АиФ-Урал»/ Евгений Лобанов

Все эти годы, занимаясь самолётостроением, Валерий Михайлович параллельно работал по разным специальностям, например, клал печи. Он и сейчас иногда этим подрабатывает. Плотничает, огородничает, держит пасеку и делает чудесный мёд. Собрался разводить кур, для которых уже соорудил авторскую систему питания. Мебель в построенном им же доме он сделал своими собственными руками: двуспальная кровать, кресла-качалки, 12 стульев, как у Ильфа и Петрова, шикарное трюмо с кучей ящичков и многое другое. Магазинные вещи мастер не любит – говорит, что неинтересно смотреть на предмет, за которым не виден труд.

Что же касается строительства самолётов, то теперь на «Байконуре» идёт работа над вторым самолётом, уже для одного из друзей Валерия Михайловича. О своих творческих планах в этом направлении он высказывается лаконично: «У меня два самых близких друга тоже увлечены этой темой. Надо, чтобы у каждого было по самолёту».

Оставить комментарий (0)

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах