Примерное время чтения: 16 минут
4197

Не только башня: что посмотреть туристу в Невьянске и окрестностях

Мария Вихрева / «АиФ-Урал»

В Невьянск едут со всего мира в основном ради наклонной башни, но в городе и его окрестностях туристу есть что посмотреть и помимо этого.

Музей истории Невьянского края: сахар, фарфор и макет плотины

Музей находится рядом с башней, в здании бывшей заводской электростанции — памятнике архитектуры начала XX века. Это один из лучших краеведческих музеев в Свердловской области, наиболее полно рассказывающий о жизни края в XVII — начале XIX века и к тому же полностью доступный для маломобильных посетителей или, например, с ребенком в коляске. Для вдумчивого посещения закладывайте 1,5–2 часа времени.

На двух этажах музея любознательных посетителей ждет путешествие во времени — здесь воссозданы картины быта старого Невьянска, представлены подлинные предметы труда, жизни и промыслов с момента основания завода до начала XX века.

Фото автора

Экспозиция первого этажа рассказывает о строительстве Невьянского завода, первых выплавках чугуна, работе углежогов и сплавщиков «железных караванов». Среди экспонатов представлены макет слободы, штуф железной руды и чугунная пушка начала XVIII века — их лили на заводе. Особый интерес взрослых и детей вызывает макет-реконструкция плотины Невьянского завода с фабриками времен XVIII столетия.

Фото автора

На втором этаже музея переносимся в дореволюционный Невьянск с его светским блеском и тяжелым трудом, каменным Гостиным двором и крестьянскими избами, тонким фарфором и закоптелыми чугунками, коваными сундуками и деревянными туесками.

Пространство музея поделено на отдельные лавки, мастерские и улицы — посетитель словно прогуливается по старому Невьянску, переходя от одной экспозиции к другой.

Вот босоногие дети рядом с крестьянской избой играют чугунными и бронзовыми битами в «бабки» — кто сейчас помнит эту игру?

Фото автора

Все шестьдесят лавок Гостиного двора, построенные в 1827–1832 гг., – вместе с их модными сапожками и фетровыми шляпками, с коробками конфет московских фабрик и крохотными кофейными чашками – сгорели дотла, уничтоженные страшным пожаром 23 мая 1890 года и позже развеянные огненным вихрем революционных лет. Был целый мир — и теперь остался только в музее.

Фото автора. Реконструкция Гостиного двора

Вот в бакалейной лавке гордо стоит на полке большая ценность — сахарная голова. Сахар, появившийся на Руси еще в XII веке, шесть столетий спустя все еще был доступен лишь знати. Петр I подписал указ о строительстве первого русского сахарного завода — импортный колониальный был непомерно дорог. Сначала обрабатывали привозной тростниковый сырец, затем перешли на сахарную свеклу.

Фото автора

Сахарная голова — это старинный способ расфасовки сахара. Горячий сахарный сироп заливали в конусообразные формы с отверстием для удаления лишней жидкости и оставляли для просушки. Потом форму снимали, а получившуюся белоснежную «голову» заворачивали в специальную плотную бумагу синего цвета, получившую название «сахарной». Вес таких голов варьировался от 5 до 15 кг, при продаже головы раскалывали специальными гильотинками или щипцами.

В медной лавке блестит посуда, свет отражается в блестящих боках медного котла, изготовленного неизвестным невьянским мастером больше двухсот лет назад. В соседней посудной лавке нарядная дама любуется фарфором товарищества М.С. Кузнецова и фабрики Гарднера.

Фото автора. Вместе с горожанкой XIX века полюбуемся тонким фарфором

Идем дальше — на Вокзальной улице сделан макет железнодорожной станции. Бравый служащий в форме готовится звонить в колокол — вот-вот засвистит и подъедет поезд, пыхтя трубой. Рядом городское фотоателье и лавка сапожника, швейное ателье, угол старателя и пасечника, лавка художественного литья и закуток пимоката, рабочее место кузнеца и сундучных дел мастера — целая жизнь, канувшая в небытие.

Фото автора. Сельская лавка

Выходишь. Смотришь на часы. Где это я был столько времени? В прошлом! Остался только звук чудом уцелевшей швейцарской музыкальной шкатулки 1908 года — ее мелодию можно послушать, нажав на кнопку. Удивительный музей, в которых хочется вернуться и привезти друзей.

Спасо-Преображенский собор

На территории историко-архитектурного комплекса находится и собор.

Фото: Ольга Старкова

В 1769 году Прокофий Демидов, внук Никиты Демидова, продает Невьянский завод Савве Яковлеву. Каменный храм на средства новых владельцев Невьянского завода, промышленников Яковлевых, начали строить в 1820-е годы, а 64-метровую колокольню достроили уже во второй половине XIX века. Деревянный храм в честь Преображения Господня, построенный Никитой Демидовым в 1710-х годах, уже не вмещал всех молящихся. В 1826 году старых храм сгорел, а уже на следующий год в новом, каменном храме освятили южный придел.

Фото: Ольга Старкова. Внутри храма полюбуйтесь на фаянсовые иконостасы, выполненные на Сысертском фарфоровом заводе.

К сожалению, сегодня приезжающие в Невьянск туристы видят не оригинальную колокольню. В тридцатые годы XX века колокольню и купола храма снесли, а здание многие годы использовали под нужды механического завода. Восстановили храм по старым чертежам уже в наше время — вновь собор был освящен в августе 2003 года.

Старообрядцы и Невьянская икона

На демидовских заводах охотно нанимали раскольников, выгодно отличавшихся среди работного люда деловыми и моральными качествами — они не пили водку и почитали за грех воровство. Не от лихой ли заводской жизни зародилось удивительное мастерство невьянской иконы? Кержаки (так называли на Урале всех раскольников без разбору, с Керженца они пришли или с других мест) в XVIII–XIX вв. составляли большую часть населения Невьянска.

Даже Татищев, известный своими гонениями на инакомыслящих, не смог окончательно порушить обычай, при котором каждый раскольник находил работу и защиту на заводе.

Фото: автора. Лестовка (XVIII в.) — распространенный в Древней Руси и сохранившийся у старообрядцев тип четок.

Более того, указом Анны Иоанновны от 12 ноября 1735 года старообрядцев повелевалось селить при заводах и привлекать к работе. Это было на руку Демидовым, гарантирующим кержакам возможность исповедовать свою веру в обмен на работу. Вынужденные долгое время вести скрытную лесную жизнь, кержаки были хорошими рудознатцами и знатоками подземных богатств и тайных троп богатого края. Новые месторождения, открытые по указке кержаков, приносили огромную выгоду заводчикам.

Посмотреть на старинные образцы невьянской иконописной школы и попытаться разобраться в старообрядческих канонах можно в музее «Дом Невьянской иконы» недалеко от музейной площади, ул. Красноармейская, д. 2.

Фото автора

Расцвет Невьянской иконы приходится на вторую половину XVIII — первую половину XIX в. Невьянск становится центром уральского старообрядчества, здесь работает до десяти иконописных мастерских. Принципы их художественного письма пошли от допетровской Руси, отличались тщательностью проработки и особой истовостью, а в канонические сюжеты вписываются пейзажи Среднего Урала.

Где поесть в Невьянске?
А трактир-то нам не показали, только чайной лавкой поманили! Пора подкрепиться перед продолжением маршрута. В Невьянске основные заведения располагаются либо на центральной улице Ленина, либо на прилегающих к ней. Здесь и «Демидовъ», и «Симба», и «Славянское» в паре кварталов.

В окрестностях Невьянска интересно посетить еще несколько объектов. Первая остановка — в селе Быньги, в девяти километрах на северо-востоке от города.

Быньговский завод и чугунный храм

Это старообрядческое поселение получило название от рек Ближняя и Дальняя Быньга, на слияние которых оно и было основано в начале XVIII в.

Фото автора

В 1718 г. Никита Демидов строит здесь Быньговский железоделательный завод, проработавший до 1873 г. В 1769 году этот завод вместе с невьянским покупает Савва Яковлев, с разделом наследства которого и связано появление главной достопримечательности села. Его сын Петр поклялся, что если он получит невьянские заводы отца, в том числе Быньговский, то построит в селе «храм, которому стали бы дивиться и которому не было бы веку».

Фото автора. При поддержке фонда Евгения Ройзмана сейчас продолжается реставрация храма.

Его желание сбылось, и на главной площади в 1789 году был заложен Свято-Николаевский храм. Строили его «с поспешением» – и уже через семь лет невиданный доселе чугунный храм освятили во имя Николая Чудотворца. Причина спешки при строительстве грандиозного по тем временам сооружения объясняется просто — в Быньгах к тому времени действовали две старообрядческие часовни, нужно было бороться с расколом.

В архитектуре храма сочетаются элементы позднего барокко и раннего классицизма. В фундамент под углами заложили чугунные «стулья» весом около 5 т, стены внутри перевязали металлическими стяжками, а ступени и пол выложили чугунными плитами, отлитыми на Невьянском заводе.

Фото автора. Чугунные плиты

 

На 58-метровой колокольне установили куранты с колоколами и тремя циферблатами, изготовленные местными мастерами по образцу часов на Невьянской башне.

Благодаря тому, что храм не был осквернен при советской власти, сохранился его первозданный вид, старинные фрески и иконы невьянских мастеров. Обратите внимание на оригинальные резные иконостасы и сохранившиеся росписи в куполе.

Фото: Ольга Старкова. Внутреннее убранство старинного храма

В летнее время с позволения настоятеля храма можно подняться на колокольню.

Гончарные мастерские в Таволгах

В семи километрах от села Быньги находится деревня Верхняя Таволга, а от нее еще в трех — Нижняя Таволга. Деревни были основаны старообрядцами в конце XVII в. и издавна славятся своим гончарным промыслом. В здешних местах сыскали богатые залежи красной глины — так зародилась таволожская керамика, единственный керамический народный промысел в Свердловской области.

Фото: Ольга Старкова. Почувствуйте движение глины под пальцами и ощутите себя настоящим мастером

Потомственные гончары — до революции в одних только Нижних Таволгах работало 59 мастерских — сегодня проводят мастер-классы и экскурсии по керамическому производству для туристов, работает гончарная лавка. В селе Верхние Таволги посетите расположенный в здании старой школы музей «Таволжская керамика» и попробуйте сами поработать на гончарном станке — незабываемые впечатления гарантированы!

Фото: Ольга Старкова. С раскрашиванием глиняных тарелочек справятся даже малыши

Экскурсия с мастер-классами за группу до 8 человек обойдется в 1200 руб. Вылепленный горшок и расписанные поделки можно забрать с собой.

Если еще остались силы, на обратном пути можно проехать по старому верхотурскому тракту и посмотреть чудо-дом кузнеца Кириллова в Кунаре.

Текст: Мария Вихрева

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах