Как и многие праздники, без которых жителям Урала сложно представить нашу действительность, — Хеллоуин, День святого Валентина и даже Новый год — весенний женский праздник пришёл с Запада. Вот только его история и смысл весьма далеки от восхваления прекрасных дам и пожеланий «любви, красоты и нежности», о чем напомнят горожанам на традиционном пикете феминисток, паблик-токе в Ельцин Центре и на благотворительном концерте, посвящённом 8 Марта.
Долгая история
8 марта — Международный женский день, день солидарности женщин в борьбе за свои права, появившийся в ХХ веке. Но попытки женщин добиться равноправия насчитывают несколько столетий.
Например, ещё в 1630–1640-х годах две подруги — Анн Хатчинсон и Мэри Драйер — взялись за совместное обучение женщин и мужчин. Обе поплатились за это: Анна скончалась в изгнании, Мэри, продолжившая ее дело, была казнена.
В 1776 году Эбигейл Смит Адамс, жена второго президента США, обратилась к мужу с просьбой включить права женщин в Конституцию страны. Джон Адамс, однако, лишь посмеялся над словами супруги.
В 1789 году, во время Великой французской революции, была составлена декларация «О правах человека и гражданина». Со своей «Декларацией прав женщины и гражданки» выступила и Олимпия де Гуж. Француженки были настолько воодушевлены этой идеей, что создавали собственные клубы и участвовали в митингах со словами «Свобода, равенство, братство». Но все их надежды разрушила Конституция новой республики: свободы и права в ней абсолютно не распространялись на слабый пол. Оливия де Гуж была казнена.
Суфражистское движение
Суфражистское движение возникло в Великобритании и США в XIX веке благодаря образованным и обеспеченным женщинам из среднего и высшего классов, которые были неудовлетворены бесправием.
Само слово «суфражистка» (от латинского suffragium – «избирательное право») впервые употребил в своей издевательской статье для лондонской газеты Daily Mail журналист Чарльз Хендс. И реакция активисток оказалась совершенно неожиданной: они решили так и назвать движение.
Леди требовали не только права голоса в выборах. Они выступали за равную оплату труда, за доступность образования для женщин. Они желали получить право распоряжаться своим телом, своим наследством и заработанными деньгами, иметь равные с мужьями права на своих детей.
Суфражистки занимались и просветительской работой — распространяли листовки и брошюры о гигиене и методах контрацепции, что особенно помогало самым бедным женщинам, которые не имели возможности ни обеспечить детей, ни контролировать количество беременностей.
В 1857 году в Чикаго прошёл первый женский марш, прозванный «маршем пустых кастрюлек». Женщины, работавшие на текстильных фабриках, вышли на улицы против крайне тяжелых условий труда и невероятно низких зарплат. Во время марша они били в эти самые пустые кастрюльки, требуя 10-часового рабочего дня вместо существовавшего тогда 16-часового, равную с мужчинами зарплату и избирательное право. Примечательно, что незадолго до этого власти сократили 16-часовой рабочий день для мужчин, но женского труда послабления не коснулись.
В 1873 года американку Сьюзен Энтони оштрафовали за попытку проголосовать на выборах президента США. При попытке войти на избирательный участок её вытолкали, бросили на землю и избили. Как истинная бунтарка и активистка, штраф она так и не заплатила.
В 1903 году Эммелин Панкхерст основала Женский социально-политический союз. Поскольку мирные попытки добиться своего не принесли результата, организация решила использовать радикальные методы борьбы: её участницы нередко дрались с полицейскими на демонстрациях, расписывали стены государственных учреждений цитатами из законов, разбивали окна, устраивали поджоги в общественных местах и голодовки даже в тюрьмах. Известность Эммелин росла вместе с частотой её арестов. Во время очередного суда активистка заявила, что женщины вовсе не хотят быть нарушителями законов, а хотят быть их создательницами.
В то время часть суфражисток стала суфражетками — именно эти дамы были готовы пожертвовать собой ради предоставления прав женщинами, они приковывали себя к воротам учреждений, участвовали в погромах, прятали молотки и спицы в изящных муфтах, чтобы сопротивляться арестам. Власти реагировали жестко: женщин избивали, пытали и насильно кормили в тюрьмах (процесс был, скорее, ещё одной пыткой), публично унижали и ссылали на каторгу.
23 февраля (8 марта по новому стилю) 1908 года на марше в Нью-Йорке американки потребовали равную зарплату за равные с мужчинами условия труда по всей стране.
В 1910 году на международной конференции женщин-социалисток в Копенгагене Клара Цеткин предложила сделать 8 марта официальным женским днем – днем, когда женщины всего мира выходят на митинги и шествия, привлекая внимание к своим проблемам. У себя на родине Цеткин организовывала женские протесты вместе со своей подругой Розой Люксембург.
Женские голоса
В России мало кто знает, что знаменитая Клара Цеткин дружила с не менее пламенной революционеркой Александрой Коллонтай (кстати, Александра стала позже первой женщиной-послом в мире). Собственно, она-то и популяризировала этот праздник в ещё царской России.
23 февраля (8 марта по новому стилю) 1917 года в Петербурге забастовку объявили около 128 тысяч работниц, а колонны женщин с рабочих окраин двинулись к центру Санкт-Петербурга и прорвались на Невский проспект, по которому они смогли пройти к Городской думе с требованиями прав для женщин и хлеба.
Вскоре к женским протестам присоединились и рабочие-мужчины. Всего через 4 дня Николай II отрекся от престола, а затем Временное правительство предоставило женщинам новой России право голоса.
Среди известных жительниц Екатеринбурга тоже есть те, что занимались правами женщин во время становления Советской России. Например, Серафима Дерябина, что вошла в состав оргбюро Екатеринбургского комитета Партии большевиков. Помимо остальной пропагандистской и политической деятельности, она возглавляла губернский женотдел и помогала с изданием «Странички работницы». Сегодня одна из улиц Екатеринбурга носит её имя.
К 1966 году 8 марта стало официальным выходным днем на территории СССР и постепенно превратилось в праздник «весны, женственности и красоты». Вместо возможности бороться за фундаментальные человеческие права и озвучивать свои требования женщины получили букеты цветов и пожелания «оставаться всегда добрыми, милыми и красивыми».
Вторая волна
На Западе после Второй мировой войны стартовала и новая волна движения за права женщин.
В 1949 году Симона де Бовуар пишет свою книгу «Второй пол», которая не теряет актуальности и сегодня.
В 1960-х Бетти Фридан в своей книге «Загадка женственности» критикует стереотип, что женщины должны и могут реализовывать себя только в домашних делах и воспитании детей. Она отмечала, что псевдонаучные теории, женские журналы и рекламная индустрия «научили, что женщинам, обладающим истинной женственностью, не нужна карьера, им не нужно высшее образование и политические права — одним словом, им не нужны независимость и возможности, за которые когда-то боролись феминистки. Всё, что от них требуется, — это с раннего девичества посвятить себя поискам мужа и рождению детей».
Одной из самых известных акций феминисток того времени стал протест на конкурсе «Мисс Америка» в 1968 году. Женщины принесли с собой мусорную бочку, в которую символически выбрасывали неудобные атрибуты «женственности» вроде шпилек, корсетов, накладных ресниц, швабр и сковородок.
Феминистки современности
К сожалению, женщины всё ещё вынуждены сражаться за свои права.
Во многих странах женщина не может распоряжаться собственной репродуктивной системой и сделать аборт даже при угрозе для жизни. Такие законы привели к массовым женским протестам, например, в Польше — движение #CzarnyProtest за доступ к абортам сначала охватило страну, а затем весь мир. В Ирландии после многочисленных протестов аборты были легализованы.
Пакистанка Малала Юсуфзай получила Нобелевскую премию мира в 17 лет. Она с 12-летнего возраста выступала за доступ к образованию для женщин, что на её родине — месте, подконтрольном движению «Талибан», запрещенному на территории РФ, — было запрещено. Чтобы заставить юную активистку замолчать, 9 октября 2012 в школьный автобус, где была и Малала, вошёл боевик. Он выстрелил девочке в голову. Малала выжила и продолжает сражаться за доступ к образованию, несмотря на титановую пластину в черепе и слуховой аппарат.
Кенийская активистка Вангари Маатаи основала движение «Зеленый пояс», в котором уже принимают участие тысячи женщин, занимающихся посадкой деревьев в африканских районах к югу от Сахары. Когда-то на этих территориях деревья вырубили колонисты. Благодаря деятельности Вангари у многих женщин есть возможность прокормить себя, а не заниматься снабжением водой своей семьи, жертвуя образованием, оплачиваемой работой и даже едой.
Алёна Попова, Оксана Пушкина и другие российские активистки, требующие принять закон о домашнем насилии, подвергаются травле и получают угрозы. При этом, по данным МВД России, только в 2019 году в отношении женщин на почве семейно-бытовых отношений было совершено более 15 000 преступлений — и это лишь зарегистрированные случаи. За последние несколько лет в СМИ нередко появлялись шокирующие заголовки на тему домашнего насилия: женщинам в разных частях страны отрезали кисти рук, держали в заложниках и пытали, убивали и расчленяли, причем до этого многие жертвы обращались в полицию, которая отказывалась принимать меры в отношении агрессора.
На Юлию Цветкову, феминистку из Комсомольска-на-Амуре, завели уголовное дело за распространение порнографии и развращение несовершеннолетних — активистка рисовала стилизованные рисунки с лозунгами в духе «У женщин есть волосы на теле, и это нормально» или «Менструация — это не стыдно» и выкладывала их в своем паблике и на личной странице в социальной сети «ВКонтакте». На момент написания этого материала Юлия находится под домашним арестом в ожидании суда.
Екатеринбург в пикетах
Екатеринбургские феминистки традиционно проводят пикеты 8 марта. Не стал исключением и 2020 год — правда, в этот раз пикет пройдет не на площади 1905 года, а на площади Кирова в 15:30.
Вечером этого же дня в баре «Синдром» пройдет благотворительный концерт «Не виновата». Получить билет можно за купюру любого номинала, а собранные деньги переведут в кризисный центр для женщин, переживших домашнее насилие «Екатерина».
9 марта в 17:00 в Ельцин-центре пройдет паблик-ток «Мне не нужны цветы». Собравшиеся обсудят, как получилось, что день борьбы с за женские права превратился в «день весны и красоты» и почему «женский вопрос» по-прежнему актуален в России и во всем мире.
Сами екатеринбургские феминистки с горечью говорят о трансформации праздника. Например, Виктория Бурденко пишет в своем блоге: «Мне больно смотреть на то, как с годами исковеркали настоящую суть праздника. Смешно желать «простого женского счастья» в день, когда тысячи женщин проливали кровь в борьбе за равные права. И это в то время, когда в стране женщины страдают от декриминализации побоев и не могут защититься, когда обсуждается запрет на аборты и даже президент России признает гендерное неравенство зарплат. Пожалуйста, не забывайте истинный смысл праздника».