Скоро наступит лето и на уральские акватории выйдет множество лодок – надувных, пластиковых, дюралевых. А среди них будут выделяться длинные и изящные деревянные суда с острым носом. При взгляде на них в голове возникают ассоциации то ли с челнами Стеньки Разина, то ли с Дедом Мазаем и его зайцами. В общем, ретро. И одно из исчезающих народных ремесел, которыми когда-то славились уральские деревни.
По воде аки посуху
В посёлке Сылва, что в Шалинском районе, есть пруд, на котором сегодня проходит испытания деревянная лодка, будто бы явившаяся из прошлого. Здесь наладил необычное производство житель Свердловской области, всю жизнь работавший с металлом на земле, но внезапно увлекшийся деревом и водной стихией.
Дмитрий Силин по основной специальности сварщик. Он работал на заводе в Первоуральске, когда его отцу, умелому плотнику, поступил заказ на изготовление деревянной лодки для рыбаков. Это было не первое его речное суденышко, но, вообще, на лодках он тогда не специализировался.
Когда-то в деревнях это было обычное дело – умелые мужики сами строили себе водный транспорт для рыбалки и охоты. А кто не так рукаст или более ленив – заказывали их у таких мастеров.
Дмитрий помогал отцу в работе, а затем тоже решил заняться постройкой лодок, стал выставлять фото их с отцом творений в интернете. Постепенно возник спрос.
«У каждого мастера свой почерк, – рассказывает Дмитрий. – Тут и предпочтения, и особенности акватории. Наша, уральская, лодка – с плоским дном. Для бурных водоёмов она не подойдёт, перевернётся. Зато на спокойных реках и озёрах позволяет плавать по мелководью, где другая лодка уже на мель села бы».
Одна из особенностей лодок Дмитрия – острый нос. Это даёт значительное преимущество в скорости, так как судёнышко вспарывает водную гладь, словно нож. Обратная сторона такой конструкции – лодка получается довольно узкой. Это в сочетании с плоским дном не добавляет судёнышку устойчивости и делает предпочтительным ареалом его обитания спокойные водоёмы без высокой волны. Такие лодки прекрасно подходят для тихих рек и озёр.
Ну а материал – это, конечно, дерево. Его применение не только дарит приятные тактильные ощущения, но и создаёт внешнее впечатление стиля ретро. В отличие от металла или пластика, древесина меньше нагревается в жару и не так сильно остывает в морозы. Это даёт деревянной лодке серьёзные преимущества перед судами из других материалов.
Мастера и их почерк
По словам Дмитрия, у каждого лодочных дел мастера свой почерк, и носом лодки он не ограничивается: «Посмотрите на вёсла, у нас они достаточно тонкие и изящные. Многие делают их грубее и толще, таким простым способом добиваясь увеличения прочности. Мы же делам красивые весла, которые при этом не теряют в качестве».
Другие элементы почерка – это корма и высота бортов. И материал! Например, силинские лодки делаются из ели. Просто из подходящей для такого строительства древесины её проще достать. И тут нужна особая доска – широкая и не сучковатая, а её еще надо найти.
По Свердловской области заказов у Дмитрия не очень много – в основном его лодки отправляются в другие регионы. Их покупают рыбаки, охотники и просто обеспеченные любители водного транспорта.
«Бывает, что у человека есть яхта, катер моторный, а хочется деревянную лодку, – улыбается Дмитрий. – Кому-то она душевнее кажется, у кого-то из детства воспоминания. Многие сами не знают, чего хотят, – просто смотрят фото лодок в интернете, им нравится, и они просят себе такую же».
Путь лодки
Сылвинские лодки можно встретить по всей стране. Например, экземпляр, что недавно тестировал Дмитрий, отправится в Липецкую область – работать в местном экопарке экскурсионной лодкой. Это ещё один тип заказчиков, которые готовы платить за ручную работу: различные прокаты, сдающие такие лодки для прогулок или фотосессий.
Пару лет назад был необычный заказ – сделать три лодки для сериала «Угрюм-река», часть которого снималась в Свердловской области. В том числе в посёлке Каменка, что на реке Чусовой – в часе езды от Сылвы. Мастерам пришлось делать эти лодки по старым фотографиям. По словам Дмитрия, никаких особых отличий от тех лодок, что они делают обычно, киношные не имели. Только внешний вид получился немного другой.
Всего за год Дмитрий создаёт порядка 60 лодок. Тематика настолько его увлекла, что он стал делать оригинальную мебель, сувениры и даже детские песочницы в лодочном стиле. Клиентов и заказчиков находит в основном через интернет. Точнее, они находят его по фотографиям продукции.
Конкуренции со стороны крупных компаний Дмитрий не боится, говорит, что изготовлением деревянных плоскодонок они не занимаются, предпочитая изготовление резиновых и пластиковых лодок. Но и расширять своё производство до размеров большого предприятия он не планирует. Считает, что его работа особых денег не приносит.
«Материалы с каждым годом дорожают, – говорит лодочных дел мастер. – Необрезную доску, которую мы используем, мало кто производит. А задирать цены на свою продукцию тоже смысла нет – спрос может упасть».
Сегодня на Урале, где когда-то мастера-лодочники были чуть ли не в каждой деревне, осталось лишь несколько умельцев. И почти всё это люди в возрасте. Дмитрий – один из немногих представителей молодого поколения. Не исключено, что в недалёком будущем он окажется последним знатоком этого исчезающего ремесла.