В прошлом номере «АиФ-Урал» мы начали разговор о парфюмерии. Как с помощью запаха создать собственную харизму, нам рассказывает екатеринбурженка Наталья Шахова – парфюмерный эксперт, популяризатор нишевого парфюма и знаток ароматных историй.
Поставщики двора и любимый аромат Путина
Многие люди ориентируются не на собственный вкус, а на какие-то фанские вещи. Выбирают одеколон как у любимого артиста, певца, спортсмена. Например, частая история, когда приходит политик в магазин и с порога заявляет: «Покажите мне любимый одеколон Путина». Конечно, ему показывают. Многие консультанты мне говорили, что это скорее маркетинговая легенда. Но она работает! Когда заходишь в наше Заксобрание, такое ощущение, что этим ароматом там пропитаны стены.
Впрочем, ничего нового в наше время в этом смысле не происходит. Дочь Брежнева очень любила аромат «Рижанин» фабрики «Дзинтарс» и посоветовала его отцу. Через какое-то время «Рижанином» пах весь Кремль. С давних времен во всех странах существовало понятие поставщика двора. Например, на марке GUERLAIN до сих пор используется значок семьи Бонапарт – пчелка. На Atkinsons стоит знак британской королевской семьи. И вообще протоколом четко регламентировано, какими ароматами какой марки должна пользоваться на свадьбе королевская семья, какой ингредиент туда должен входить.
Это всё очень коммерциализировано, конечно. Все-таки для создания индивидуальной харизмы больше подходят нишевые ароматы, чем масс-маркет, пусть даже дорогой.
За чем охотятся парфюмерные маньяки
Эффект нишевых ароматов заметен сразу. Вы просто заходите в лифт – и люди вокруг начинают оглядываться. Потому что не привыкли к такому. Селективные ароматы более индивидуальны и редки. Это недешевое удовольствие, их стоимость в среднем в 2–3 раза выше масс-маркета, но все-таки они доступны.
Есть настоящие фанаты нишевой парфюмерии, которые охотятся за новинками, коллекционируют определенные ароматы. И это напрямую не зависит от дохода. Впрочем, так во всём: есть люди, которые живут в крайне неприглядных условиях, но при этом носят только брендовые вещи. Среди моих знакомых коллекционеров ароматов есть деловые люди, свободные художники, которые перебиваются случайными заработками, есть барышни, которые увлеклись этим от нечего делать…
Я тоже парфюмерный маньяк. Объединяет нас одно: для нас аромат – это чистое удовольствие. Узнавать новые ароматы, выбирать, идти за ними, обмениваться, делиться… На специальных сайтах делают разливы, или, как мы говорим, распивы. Иногда идет настоящая охота! Особенно если речь идет о винтаже, снятых с производства ароматах.
Законсервированное воспоминание о месте и времени
Запахи очень ассоциативны. Наша ольфакторная память не такая четкая, как зрительная, но мгновенная и очень эмоционально окрашенная: ты слышишь запах – и мгновенно вспоминаешь что-то конкретное. Например, для меня медовый аромат навсегда связан с домом, летом, детством, меня сразу туда уносит – у моих дедушки и папы были пасеки.
Я читала воспоминания женщин, которые во Вторую мировую войну, когда шли в бой, душили платочек, чтобы было к чему возвращаться.
Современный Екатеринбург тоже однозначно заслуживает своего аромата. Я очень внимательно изучала эту тему, покопалась в истории «Уральских самоцветов». Их история началась с того, что сюда во время войны эмигрировала фабрика «Новая заря» и выпускали здесь мыло и «Шипр» для нужд высшего офицерского состава, остальные спирты шли естественно на медицину. То, что выпускали после войны, все-таки это были разработки «Новой зари». Созданные в 90-х годах XX в. «Уральскими самоцветами» духи «Анжелика Варум» – на самом деле хорошо повторенный аромат «Pleasures» Estee Lauder, хотя они и уверяют, что формула была наша. Нет каких-то выдающихся, своих парфюмерных открытий на Урале и посвященных Уралу. Я надеюсь, что кто-то исправит эту ситуацию. Екатеринбург еще ждет своих героев!
Вообще-то существует огромное количество ароматов, посвященных городам. В этом направлении работают целые компании. Например, все ароматы Bond №9 посвящены какой-то части Нью-Йорка: Центропарку, 5-й авеню, Гарлему и т.д. Есть совершенно потрясающие ароматы, посвященные Лондону, Берлину. Каждый аромат марки Nemo посвящен какому-то месту или событию из жизни их создателей – пары бизнесменов и путешественников. В принципе, все нишевые ароматы создаются по этому принципу.
Такие личные истории
Конкретно этот посвящен британской таверне. Вообще словом rake англичане называют кутилу, любителя рома (morher of ruin) и женщин. В этом аромате слышна разрушительная сила рома, пороха, северного моря, а посвящена эта серия герцогу Веллингтону – это и есть первый rake, он участвовал в битве при Ватерлоо, был победителем, а потом скатился до самого дна и закончил свою жизнь в психушке.
Очень выразительный зеленый аромат BeauFort «Fathom» пахнет северным морем, штормом, затонувшими кораблями с трупами пиратов. Он опровергает сложившееся представление о «настоящих морских ароматах».
Есть потрясающие, очень успешные нишевые французские ароматы KILIAN. Создатель марки Килиан Хеннесси (Kilian Hennessy) вырос в этих самых складах, где годами хранятся коньяки. Там было его любимое место, он впитал его атмосферу. Он тоже очень яркий человек, окончил Сорбонну, писал диссертацию по семантике ароматов. Все его ароматы очень провокационные, с сексуальным подтекстом, вроде Voulez Vous Coucher Avec Moi? («Можно провести с вами ночь?»). Хотя они при этом все носибельные, интересные и очень популярные сегодня. Но все-таки они больше для людей, не привязанных к офису, для свободных профессий. Потому что сразу вызывают ассоциации со свиданием.
Создатель марки Annick Goutal – пианистка и знаменитая в 1960-х годах модель Анник Гуталь. Все ее ароматы посвящены любимым людям, воспоминаниям о путешествиях, впечатлениям детства. Это очень романтический селективный бренд.
Парфюмер французской марки Jovoy Paris время от времени приезжает в Екатеринбург, в «Космотеку», на своих встречах он очень интересно рассказывает о своих ассоциациях с ароматами, которые сейчас представляет марка: старые часы, дедушкина библиотека… Один из их пудровых ароматов посвящен бабушкиной помаде: во время войны она могла голодать, экономить на всём, но у нее в сумочке всегда была красная помада, которой она пользовалась всю жизнь. Это гимн вечной женственности!
Вообще много лет изучая эту тему, я поняла, что среди парфюмеров нет обычных людей: они сами по себе очень интересные, имеют отличное и разноплановое образование, интересную биографию. И делятся своими историями с нами. Вот что привлекает в нишевых ароматах прежде всего.