1308

Паспорт оставляем дома. Как избежать кредита в предпраздничном ажиотаже

коллаж Александра Фирсова / АиФ

Новогодние каникулы и предпраздничная суета – идеальное время для мошенников, жаждущих легкой наживы от слишком доверчивых покупателей. Навязывание услуг салонов красоты и медицинских центров, «выгодные» (только продавцу) покупки бытовой техники и электроники, бесплатные процедуры с попаданием в кабалу.  Как не оказаться в долговой кабале и избежать неприятных финансовых потерь в предпраздничном ажиотаже, выяснял URAL.AIF.RU.

Звонок с неизвестного номера. В чем подвох?

Если вам звонят с незнакомого номера и представляются сотрудниками салона красоты или медицинского центра, в который вы даже не обращались, – первый повод заподозрить неладное. Как правило, на вопрос, откуда эти люди узнали ваш номер телефона, чаще всего слышен ответ: посоветовал кто-то из ваших знакомых.

На самом деле, ни в одном уважающем себя салоне не будут просить у своего клиента номера телефонов его друзей и знакомых, и тем более не станут звонить им и предлагать те или иные услуги.

Если вы согласились встретиться со «специалистом»

Если вы все-таки соглашаетесь на подобные предложения, то специалисты по защите прав потребителей советуют узнать о медицинском центре или салоне красоты заранее, предварительно заглянув в интернет. Можно почитать информацию, как давно существует эта организация, комментарии, которые оставляют другие посетители. Также эксперты советуют обратить внимание на то, где находится компания, так как нередко недобросовестные фирмы переезжают из одного офиса в другой.

И еще: по закону медицинский центр не может находиться в подвальном или полуподвальном помещении. Имейте это в виду.

При посещении подобных центров лучше брать с собой кого-то из близких, и главное – оставлять дома паспорт. «Когда человека приглашают на бесплатные процедуры в медицинский центр или салон красоты, но при этом просят взять с собой паспорт, объясняя все пропускной системой, – это сигнал того, что в такой компании могут обмануть. У клиента сразу должен возникнуть вопрос: зачем вам мой паспорт, если вы просто хотите провести беседу, ознакомить меня со своими услугами или провести диагностику? В этом случае у потребителей должна быть четкая позиция: паспорт я не дам. Потому что в нем записаны персональные данные, они охраняются законом, и их использование третьими лицами может иметь определенные неблагоприятные последствия», – констатирует директор екатеринбургского Центра защиты потребителей Янина Голубева.

На что обращать внимание в «салоне красоты»?

Оказавшись в самом салоне красоты, следует внимательно присмотреться к сотрудникам фирмы и тому, как они себя ведут. Очень часто потребителям навязывают ненужный кредит в той организации, работники которой используют методы агрессивного маркетинга: все время сопровождают клиента, суетятся и предлагают подписать нужные бумаги как можно скорее. 

«В таких центрах идет очень хорошая обработка посетителя. Человека постоянно отвлекают, разговаривают с ним, убеждают подписать договор и не дают времени подумать. В подобных фирмах вам не дадут на руки договор, чтобы вы могли дома с ним внимательно ознакомиться, потому что понимают, что человек больше не придет. Читая бумаги, клиент должен задавать вопросы, если, например, увидит какое-то не соответствие. Если сотрудники компании не могут разъяснить все внятно, дать четкий ответ, то это повод насторожиться», – советует пресс-секретарь областного управления Роспотребнадзора Анна Ожиганова. По ее словам, подобных жалоб на медицинские центры стабильно много.

Очень часто в кабинетах нельзя разговаривать по мобильному телефону – вам просто не дадут возможности спросить совета. Если это так – разворачивайтесь и уходите.

Тяжелый случай. Что делать с навязанным кредитом?

Специалисты отмечают, что как только потребитель понял, что он попался на «кредитный крючок», ему следует сразу обратиться в банк и попытаться решить вопрос с досрочным погашением кредита. «Если банк еще не успел перечислить деньги на счет организации, с которой заключил договор потребитель, можно написать заявление, отзыв на перечисление денег. Если время пользования кредитом 1-2 дня, то потери будут минимальны», – говорит Янина Голубева. 

Если же деньги уже были перечислены на счет фирмы, то для того, чтобы закрыть кредит, нужно расторгнуть договор купли-продажи. Потребитель имеет право отказаться от договора на оказание услуг, однако при этом ему придется возместить расходы, понесенные на эти услуги. Клиент должен написать заявление, в котором он отказывается от услуг и просит вернуть деньги на счет в банке. Он может попытаться вернуть обратно в салон ту продукцию, которую его заставили купить.

КСТАТИ
Согласно закону «О защите прав потребителей», продавцу запрещается обуславливать приобретение одной услуги покупкой другой. Однако это встречается очень часто: например, к приобретенному кредиту также оформляется страховка. Так, в третьем квартале 2017 года 25% жалоб, поступивших в Службу по защите прав потребителей финансовых услуг ЦБ РФ, касались именно навязанных дополнительных услуг при заключении договора.

Начальник отдела защиты прав потребителей областного Роспотребнадзора Татьяна Шулешова предупреждает, что сделать это можно не со всеми видами товаров. «Кредитный договор и договор купли-продажи – две разные вещи, поэтому, если человек возвращает товар, это еще не значит, что кредитный договор будет автоматически расторгнут. Та же косметика или бытовая техника подлежит возврату, только если она ненадлежащего качества или если не была предоставлена полная информация о ней», – отмечает специалист.

Если решить вопрос с помощью этих мер не удается, то потребитель может составить претензию и отправить ее на юридический адрес фирмы. В случае, если организация будет уклоняться от исполнения требований, клиент будет вынужден обратиться в суд. Но и тут есть свои сложности, например, если компания вдруг исчезла. 

По словам Янины Голубевой, предъявить претензии к банку будет крайне сложно. Впрочем, как и доказать, что кредит человеку навязали. Он может быть признан недействительным, например, когда человек не ставил свою подпись на документах. Но если же человек сам все подписал, был в здравом уме, то ситуация усложняется и потребитель рискует потерять свои деньги. «В случае мошеннических действий, обмана можно написать заявление в полицию, однако перспектива разрешения таких дел может быть не всегда в пользу потребителя. Лицо, оказывавшее услуги, могут привлечь к ответственности, но нет никаких гарантий, что он вернет деньги», – говорит эксперт.

Где еще могут навязать кредит?

Навязанные кредитные договоры – явление внесезонное, и предлагаются они не только в медицинских центрах или салонах красоты. Например, при покупке бытовой техники человеку отдают товар якобы в рассрочку, хотя по факту может оказаться, что на него оформили кредит. Или же при оказании услуг на дому: установка пластиковых окон, фильтров для воды, газового и иного оборудования для учета потребляемых коммунальных услуг. 

«Нередко происходит так, что человеку оказывают работы, а потом предъявляют счет на огромные суммы, которыми потребитель может и не располагать. Поэтому клиентам предлагают оформить кредит. Конечно, по большей части в подобные ситуации попадают пожилые люди, которые относятся к социально уязвимой категории потребителей. Из-за доверчивости, волнения, проблем со слухом или зрением они могут не совсем понимать, какие бумаги подписывают», – подчеркивает специалист из сферы защиты прав потребителей Янина Голубева. 

«Бесплатный сыр бывает только в мышеловке, это уже не раз было доказано жизнью. Все, что предлагают бесплатно, с умопомрачительной скидкой и с эффектом от нее, - направлено на зарабатывание денег», – подводит итог Анна Ожиганова.

НА ЗАМЕТКУ

 Часто вместе с оформлением кредита потребителю могут предложить оформить страховку. Покупатель имеет полное право от нее отказаться. Сегодня для этого у потребителя имеется 5 рабочих дней. Однако с 1 января 2018 года в России этот срок увеличится до 14 дней. 

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Придет ли «Бабье лето» на Средний Урал?

Ждать ли «Бабье лето» на Среднем Урале?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах