Примерное время чтения: 7 минут
1542

Александр Павлов: «Каждый должен быть творцом»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 48. «АиФ-Урал» 30/11/2016

Гениальное - просто

Алексей Смирнов, «АиФ-Урал»: Александр Витальевич, ваш танцующий оркестр имеет мировую известность. С чего всё начиналось?

ДОСЬЕ
Александр Павлов. Родился 22 октября 1965 года в Петропавловске-Камчатском. Окончил военно-дирижёрский факультет при Московской государственной консерватории им. Чайковского. Много лет возглавлял оркестр штаба Приволжско-Уральского военного округа. Полковник в отставке. Создатель и бессменный руководитель оркестра «Уралбэнд». Заслуженный деятель искусств России.
Александр Павлов: Много лет назад молодым лейтенантом я приехал в Екатеринбург. Столица Урала - большой город с серьёзными культурными и музыкальными традициями. Появилась необходимость как-то выделиться среди других коллективов. У всех творческих людей есть чёткая задача - найти себя, понять, чем ты лично отличаешься от всех остальных. Во время исполнения я не мог стоять на месте и стал мало-помалу прививать некоторые движения оркестру. И музыканты всё поняли правильно. Ведь всё гениальное - просто, поэтому все мои новшества никогда не воспринимались в штыки.

- А что главнее - музыка или танцы?

- Танцевальное шоу - это не основная, а лишь вспомогательная часть нашей работы. Идею я почерпнул за границей, в Германии, когда мы были на фестивале духовых оркестров, и из первых спектаклей Виктюка. Мы с супругой пошли на спектакль «Служанки». Рабочий день выдался тяжёлым, я практически спал на всём протяжении действа. Но в самом конце они минут на 15 устроили такой фейерверк, такое нестандартное, сумасшедшее шоу, что я резко проснулся, был удивлён и даже шокирован. Они несообразно спектаклю организовали безумный «маскарад» и привлекли внимание публики. Мы тоже можем делать всё что хотим в первой части концерта, ставим любую программу с любыми солистами, но публика знает: в конце её ждёт шоу, которое вызовет потрясающие эмоции.

- Таких оркестров, как ваш, в стране много?

- В России есть два направления плац-концерта. Одному учат в моей альма-матер - на дирижёрском факультете, а второе - «Уралбэнд». При том, что моему шоу никто не учит, половина оркестров в России ставит действа по нашему принципу. Другое дело, что многие мои коллеги попросту копируют наши постановки. В этом нет ничего плохого, но необходимо искать, что называется, своё лицо.

Каждый номер - мини-спектакль

- Каков нынешний состав оркестра?

- Ситуация очень изменилась в последнее время. Раньше я делал ставку на своих бывших сослуживцев, сотрудничал с оркестром штаба Центрального военного округа. Но сейчас они не имеют возможности заниматься концертной деятельностью, стали чисто военным коллективом, который живёт исключительно жизнью армии. Мы четыре года были фактически невыездными, не работали за пределами Свердловской области. И тогда я на 90% поменял состав…

- Недавно наблюдал ваше выступление в небольшом уральском городке Богданович. Вам важно, сколько перед вами зрителей, слушателей?

- Нет, для профессионала не имеет значения, какое количество людей перед ним, это принцип любого артиста. Мы выступали везде - и в странах Западной Европы, и в небольших населённых пунктах, и всегда старались добиться максимального успеха у публики. Хочу также отметить, что только в Свердловской области, для своих, мы выступаем на маленьких сценах. За пределами Среднего Урала наши концерты проходят исключительно на больших площадках. Что касается популярности, то мы широко известны в узких кругах. Каждый наш номер - это своеобразный мини-спектакль. Например, «Арго» - это миф об аргонавтах, «Из-за острова» - некая «уралмашевская» стычка...

- А как вам нынешняя молодёжь?

- В моём оркестре сегодня половина состава - это студенты. До последнего времени я достаточно скептически к ним относился. Но, по моим ощущениям, года два-три назад пошла волна потрясающих, замечательных молодых людей, у которых огромное желание и стремление проявить себя. Представьте себе, я с марта по апрель набирал новый состав и думал: дай Бог дать первый концерт к январю следующего года. Но реальность превзошла все мои ожидания: в мае мы уже выступали, а сейчас строим глобальные планы на лето. Ведь на самом деле профессия - вещь второстепенная, главное - чтобы у тебя было желание жить и работать.

Защищены Единой верой

- Среди ваших наград есть ордена и медали Русской православной церкви. Вы верующий человек?

- К вере я пришёл благодаря одному человеку - владыке Викентию, который много лет возглавлял нашу епархию. Очень жалею, что сейчас нет возможности постоянно с ним общаться, он находится в Ташкенте. Но когда он приезжает в Екатеринбург, я прихожу к нему, прошу его благословения.

Танцующий оркестр Александра Павлова представляет Урал на международном уровне.
Танцующий оркестр Александра Павлова представляет Урал на международном уровне. Фото: uralband.ru

Владыка всегда уделяет мне несколько минут. А всё началось с концерта. Как-то ко мне пришла женщина из детской епархиальной школы и сказала, что хочет организовать совместный концерт к 9 Мая (это был юбилей Победы). После него ко мне подошёл отец Викентий и предложил съездить в Иерусалим. И в Иерусалиме произошли определённые события, после которых я понял: вера - это некое вспоможение, оно дано тебе свыше, от рождения твоего. Зачем же от него отказываться? Да, у тебя есть отец, мать, друзья… Но есть ещё один покровитель, который будет думать о тебе, помогать тебе, заботиться о тебе, любить тебя. Мы на своей земле защищены нашей культурой, традициями наших предков, историей нашей страны. И защищены единой верой.

- Вы как-то попали в Книгу рекордов Гиннесса…

- Даже два раза. Один раз мы прошли километр на лыжах на скорость, играя марши. Второй рекорд был поставлен в составе сводного оркестра Екатеринбургского гарнизона. Столица Урала была объявлена городом, где пройдёт чемпионат мира по футболу. Мы в составе 600 музыкантов исполнили гимн ФИФА. Самое потрясающее, что всё удалось организовать за один день! Помню, по рядам бегали люди, которые проверяли - все ли музыканты играют…

- У вас в оркестре строгая дисциплина?

- Знаете, я сторонник сознательной дисциплины. Люди осознанно и добровольно должны выполнять то, что я говорю. Иначе теряется основополагающий принцип: каждый должен быть творцом. Есть, конечно, коллективы, где творчество не слишком важно. Но я, например, глубоко убеждён, что у Александра Васильевича Суворова в войсках была сознательная дисциплина. Не палочная, а сознательная. У него каждый солдат проявлял творчество. А ещё необходима убеждённость в своей правоте. Чтобы убедить в чём-то окружающих, ты сам должен быть убеждён в том, что ты делаешь.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах