«Подобного больше нет нигде»
Ольга Маслова, «АиФ-Урал»: Несмотря на то, что проект «Летняя оркестровая академия» в этом году проходит вот уже во второй раз, уральцы пока мало о нём знают. Расскажите, пожалуйста, о главной идее и целях Академии.
Маэстро Энхэ: Самое главное и первоочередное в этом проекте – общение между музыкальной молодёжью разных стран. Также важен тесный обмен опытом и чисто профессиональными знаниями, что очень помогает понять друг друга. Конечно, уникальности проекту добавляет набор участников – это талантливые исполнители из разных уголков планеты, которым интересно контактировать друг с другом, чем-то делиться, рассказывать о своих творческих находках. И всё это движение сконцентрировано вокруг именно русской музыки и российского оркестра – его традиций и качества исполнения. Нам, организаторам Академии, в свою очередь также интересно узнать о нюансах исполнения западноевропейской музыки артистами зарубежных оркестров. Такое общение очень полезно и для студентов, да и вообще для молодых музыкантов. Им полезно узнать, как исполняют в других странах русскую музыку.
– В прошлом году я не был так сильно задействован в Летней оркестровой академии. Передо мной стояла задача подготовить свой «родной» молодежный оркестр к участию в ней, что я и сделал. Затем приехали известные европейские педагоги и итальянский дирижер Олег Каэтани, который в прошлом году был художественным руководителем Академии. Оркестр давал концерты уже под его началом. В этот же раз мне оказано доверие быть творческим руководителем Академии. Конечно, после прошлогоднего опыта музыканты делились со мной впечатлениями от этого проекта – всем было очень интересно! Исполнителям понравилось работать с итальянским маэстро, для них это был шаг на новый уровень. И мне было приятно, что в Академию приехали очень хорошие музыканты. В целом этот проект Свердловской филармонии – грандиозное дело! Для творческой молодёжи участие в подобном событии – ценнейший опыт.
– Надеялись ли, что в этом году проект повторится?
– Конечно, надеялись! Я даже думаю, что и в следующем году проект тоже повторится! Да и вообще хотелось бы, чтобы он стал доброй традицией нашей филармонии. Насколько я знаю, подобного больше нет нигде – поэтому так важно эту «школу» сохранять и развивать. Сейчас в стране суета, куча проблем, с которыми все носятся без конца. Искусство у нас в рамках таких нестабильных времен, как правило, уходит на задний план. И особенно это отражается на молодёжи, которая стремится к творчеству. К сожалению, и уровень преподавания также неуклонно падает вниз, что очень сказывается на ребятах – понижается и уровень профессиональных навыков, и уровень понимания того, что происходит вокруг.
– Что дает начинающим музыкантам ваша Академия? Открывает ли она молодым новые дороги?
– Конечно! Наша летняя программа в первую очередь отвечает за совершенствование игры в оркестре! Нужно понимать, что сольная игра – это одно, а оркестровая игра – совершенно другое. Это ценный опыт, который в России практически не добыть. По большому счёту мало где по-настоящему учат, как стать оркестровым музыкантом. Конечно, в консерваториях имеются свои оркестры, но и там не учат по-настоящему взаимодействию с большим коллективом. Причины могут быть самые разные. Бывает, что и дирижёр недостаточно хорош, чтобы обучить всему музыкантов. В рамках оркестра молодые музыканты не только осваивают определенный репертуар, но и учатся, как правильно вести себя в коллективе, что значит оркестровая дисциплина, манера разговора и общения – это целый комплекс воспитания. И эту работу у нас постоянно проводят известные дирижёры и замечательные солисты. Есть такой пример: если ребёнку сразу дать хороший инструмент, ему гораздо легче будет учиться играть на нем. Он прекрасно это поймёт. Точно так же, если хорошо одеваешь ребёнка, он больше никогда не будет одеваться плохо. Он уже понимает, что такое хорошая одежда и хорошие вещи. Тут точно так же – когда рядом хорошие солисты и хорошие дирижёры, на этом поднимаются и растут оркестры!
«Я не понимаю слово – «провинциальность»
– Летняя оркестровая академия объединяет исполнителей из разных стран мира. Насколько сложно руководить таким разношерстным, в том числе и в языковом плане, коллективом?
– С одной стороны, это достаточно непростая работа – у людей из разных стран разные языки, разные понятия культуры, разное воспитание, разное восприятие музыки, да и менталитеты сильно отличаются. Но тут есть одно но, которое никто не отменял, – все они могут разговаривать на языке музыки. Этот язык понимают все, и это, по большому счёту, всё решает.
– «Чайковский-оркестр», организованный в рамках Академии, даст серию концертов в городах Свердловской области. Что это за города и какую программу оркестр презентует уральцам?
– В Свердловской области у оркестра будет два концерта – 25 июня в Каменске-Уральском, а 26 июня – в Екатеринбурге, в Большом зале Свердловской филармонии, где откроется традиционный Фестиваль П.И. Чайковского. Затем мы поедем в Тольятти на Международный музыкальный фестиваль «Классика над Волгой», где выступим 30 июня и 2 июля. На Урале и в Поволжье «Чайковский-оркестр» представит публике две концертные программы, в которых прозвучат Четвёртая симфония, Концертная фантазия для фортепиано с оркестром и сюиты из балетов «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» П.И. Чайковского, а также знаменитые увертюры, арии и дуэты из опер русских и зарубежных композиторов. На закрытии тольяттинского фестиваля за пульт оркестра встанет мой коллега Фабио Мастранжело.
– Сколько у вас уйдет времени на подготовку программы для, можно сказать, нового оркестра?
– Всего 6 дней репетиций до первого концерта! Очень сжатые сроки подготовки! Получается некий экспресс-курс, в который нужно поместить огромное количество материала. Но есть тут и свой плюс: во время напряжённой творческой работы, на которую отведено совсем мало времени, порой рождаются уникальные решения! Порой великое искусство рождается из одной секунды и одной быстрой мысли.
– С Уральским молодежным симфоническим оркестром Вы не раз выступали в небольших городах Свердловской области. Провинциальные слушатели – какие они? Сильно ли отличаются от «столичной», екатеринбургской публики?
– Я не понимаю этого слово – «провинциальность». Мне кажется, это немного оскорбительно звучит. Для меня вообще нет человека с большой или маленькой буквы – мы все равны. Провинциальный или не провинциальный – надо ко всем относиться одинаково. Люди, живущие не в областном центре, слушают классику, так же как и екатеринбуржцы. Абсолютно так же!.. Я бы сказал, что они даже более увлечены нашими выступлениями. Это в Екатеринбурге в неделю два или три концерта, а у них, дай Бог, два раза в месяц. Конечно, они живее реагируют!
«Музыкант без амбиций – не музыкант»
– Вы являетесь главным дирижёром Уральского молодёжного симфонического оркестра и много работаете с юными исполнителями. Скажите, к чему сейчас стремятся молодые творческие люди? Какие у них цели, есть ли амбиции?
– В любом случае музыка превыше всего. Конечно, есть разные направления, в каждом из которых работают отличные друг от друга люди: рокеры, джазмены, классические музыканты или фольклористы – у них у всех свои стремления и цели. Те молодые музыканты, с которыми я работаю в филармонии, стараются много работать и делать всё, чтобы попасть в большие оркестры. Нет такого, что они приходят и их тут же принимают: поиграл ты в молодёжном оркестре – добро пожаловать в большой оркестр. Нет, конечно…
– Думаю, ваши воспитанники идут вперёд не только ради денег. Их, наверняка, влечёт само искусство? В отличие от той же попсы, где часто на первом месте не творчество, а гонорары и прибыль…
– У меня отношение к деньгам изменилось очень давно. Конечно, когда есть деньги – это свобода, и я это очень хорошо понимаю. Понимаю, что деньги нужны всем и всегда. Но чтобы их начать зарабатывать, нужно стать первоклассным специалистом. Тогда все вопросы отпадут сами собой – такой человек всегда востребован. И это касается не только музыки. А если ты ничего не умеешь, мало что знаешь, но кинулся туда же – искать деньги, кто тебе их даст просто так? Но если ты профессионал – тебя всегда возьмут на работу, ты всегда будешь при деле. Мы в филармонии стараемся воспитать в молодежи именно такие принципы. Что касается амбиций… Музыкант без амбиций – не музыкант. Это люди творческие, это люди искусства – это в их крови. Если исполнитель зажат и закомплексован – он не сможет произвести на публику должное приятное впечатление. Я ребятам постоянно говорю, что амбиции должны быть, но только внутри, а не снаружи. Откровенной показухи лучше избегать. Это никого не красит.
– Если проследить за тенденциями, у нас и творческие произведения теперь начали называть продуктом…
– Это современный язык, отражающий рыночные тенденции. И на мой взгляд, к искусству не имеющий близкого отношения. Я монгол, и, возможно, не очень хорошо знаю русский язык и, когда читаю Пушкина, Чехова, или Достоевского, не всегда понимаю их тексты, но, тем не менее, я ощущаю, какой это шикарный язык! Он богатый, образный, элегантный, очень нежный – вот им надо пользоваться. Сейчас язык изменился, конечно… Поэтому у нас не произведение искусства, а продукт! И значение искусства как бы упрощается, сходит на нет... Про человека сейчас тоже говорят – товарный вид! Куда это годится?
– На Ваш взгляд, что представляет из себя отечественная современная музыка? Опускаемся ли мы на потребу публике, или пока не всё так плохо?
– Современная музыка должна звучать всегда и везде. В своё время Шостаковича не любили, и многие отказывались его играть, потому что не понимали его творчество. А сейчас посмотрите, в каком он почёте, считается признанным классиком не только у нас, но и в мире.
«Концерты расписаны на целый год вперёд»
– Не хотелось бы, что бы какой-нибудь Дима Билан стал у нас в будущем классиком…
– Ну, это уже другой «вид спорта»! Дима Билан и все, кто в его компании, – это уже не классическое искусство, это шоу-бизнес. Не хочу кого-то оскорбить, но вот эту деятельность как раз и можно назвать продуктом. Это уже чистые рыночные отношения. Кто-то поп-исполнителя проинвестировал, дал ему средства к продвижению, тот спел, получил за это деньги и вернул часть покровителю. Человек этой деятельностью чисто зарабатывает. У кого-то в песне три слова, а в музыке три ноты. И эти люди ещё называют себя композиторами. А мы с вами ведем разговор о другом – о духовном. Поэтому мне хочется, чтобы намного чаще, хоть каждый день, ребята читали классику, это очень хорошо развивает вкус. После неё и попсу никакую слушать не захочется. Человек под влиянием хороших книг очень быстро меняется. А вы посмотрите, есть люди, которые не знают Достоевского, Чехова, или ни разу не слышали музыку Дунаевского. Тут не столько вина самих ребят, сколько общества, в котором они живут.
– Конечно, ответственность за это в первую очередь лежит на родителях. Мы всегда виним кого-то другого: то Ленина, то Сталина, то Брежнева – всех. То жалуемся, что работы нет... Почему? Ведь у нас такая огромная страна – делай, что хочешь! Сколько земли у нас! Копай, сажай, выращивай! Нет, многие говорят, что мало денег. А делать-то ничего и не умеем, хотя хотим много получать. Это тоже специфика воспитания – этим людям что-то не так донесли в детстве. Я своим музыкантам часто говорю: когда у вас рождается ребёнок, права жить для себя просто нет! Теперь они должны жить для этого ребёнка, потому что именно они привели в этот мир малыша. Иначе, когда он подрастёт и станет ясно, что он развивается не так хорошо, как его сверстники, чему-то ему не хватает, кто виноват в этом? Мама и папа. Они сами невоспитанные, значит и ребёнка своего должным образом воспитать не смогли. В первую очередь надо на себя смотреть, а потом уже пенять на школу и учителей. А вот еще серьёзный вопрос: что за люди идут сейчас преподавать?
Есть у меня пример из жизни: учились в консерватории вместе с одним человеком, и по окончании обучения он дальше никуда не пошёл: ни в филармонию, ни в оперный театр, а отправился преподавать в музыкальную школу. Потом наши пути разошлись, и мы больше не общались. Через некоторое время приходит ко мне очень способный молодой музыкант, но постановка на инструменте у него очень корявая, пришлось переучивать. Из-за этой неправильной постановки талантливый ребёнок долго мучился, ничего у него не получалось. И на вопрос, у кого он учился, он мне назвал имя моего старого знакомца. Сам он учился не очень хорошо, понимал, что это не его профессия, а в школу музыкальную всё равно пошел преподавать. Сам не смог ничего сделать – ещё и детям творческую жизнь, по существу, испортил. Я думаю, что это преступление, и никто не убедит меня в обратном.
– Как руководитель оркестра, вы чувствуете «кадровый голод»? Насколько часто к Вам на прослушивание приходят новые музыканты?
– Однозначно, «кадрового голода» я не ощущаю. Конечно, самородки попадаются не часто. К нам приходят и менее способные люди, и более способные. Желающих много, но очередь в оркестры, как Западе, не стоит. Бесспорно, хотелось бы, чтобы и у нас было так же. Самое главное, чтобы молодые люди захотели к нам прийти и быть принятыми. А мы должны показать, в свою очередь, качество нашей подготовки и серьезность намерений. Для этого мы и работаем.
– Расскажите, какие программы и проекты ждут свердловчан от музыкантов Уральского молодёжного симфонического оркестра? Есть какие-то планы на лето и осень?
– У нас есть абонементы, в которых все концерты расписаны на целый год вперёд. Программы эти давно зафиксированы, совершенно точно известно, что в них вошло. Всего у Уральского молодёжного симфонического оркестра в концертном сезоне до 23-25 программ. Это тщательно отобранные произведения, качество буквально во всем: это касается и репертуара, и солистов, и дирижеров. Кому интересно – зайдите на филармонический сайт. У молодёжного симфонического оркестра два собственных абонемента, в каждом – от четырех до пяти концертов. Слушателей ждут произведения Шостаковича, Рахманинова, Чайковского, Моцарта – целый букет на любой вкус. Эти концертные серии очень выгодно можно купить на ярмарках абонементов. Кстати, ближайшие ярмарки 8-9 июля. В чем преимущество абонемента? Не нужно каждый раз идти к нам в кассы, стоять в очереди – всё уже есть, всё спланировано, и ты спокоен. А вот о гастрольных планах нашей «молодежки» я, как человек немного суеверный, пока рассказывать не стану. Всему своё время.