Примерное время чтения: 8 минут
890

«Дети вдохновляют!» Солистка Театра оперы и балета о «допинге» и травмах

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 20. «АиФ-Урал» 16/05/2018
Дмитрий Шевалдин / «АиФ-Урал»

Балет  - это постоянный  нелёгкий труд, который не может не сказаться на состоянии организма. У каждого артиста свой рецепт  здоровья.  Ведущая солистка балета Екатеринбургского театра оперы и балета Елена Трубецкова-Грозных, например, уверена, что  лучшая профилактика – гармония в душе.

«Каприз» легко сжечь

Рада Боженко, «АиФ-Урал»: Елена, в балет, насколько я понимаю, приходят в раннем детстве. Получается, что практически всю жизнь вы в состоянии жёстких ограничений?

Елена Трубецкова-Грозных: Моя дорога в балет не была прямой. Первые уроки хореографии я получила в танцевальной студии – мне тогда было четыре года. Потом по приглашению педагога я посещала балетные классы в лицее имени Дягилева. А в Пермское хореографическое училище поступила, когда мне было 11 лет. Вообще-то поздновато.

Что же касается ограничений, то в детстве я, признаться, их не особенно ощущала. Сладкое, например, я никогда не любила, поэтому спокойно обходилась без десертов. И до сих пор предпочитаю мясо, рыбу, овощи. Сахар никогда не покупаю, заменяю его мёдом. Чай пью только зелёный, кофе не люблю, зато дня не проходит без травяных чаёв. Мой рацион питания – это совокупность моих вкусовых предпочтений или осознанная необходимость. 

Хотя, признаться, после тяжёлых физических нагрузок выходишь из театра и ощущаешь острое желание съесть что-нибудь сладкое. Удовлетворяешь его кусочком торта или небольшой шоколадкой. Ничего страшного, на следующей день во время репетиции свой «каприз» сжигаешь.

- Кто следит за здоровьем артистов балета?

- В медицинском пункте нашего театра есть врач Галина Матвеевна – она многопрофильный специалист, во всяком случае, мы к ней обращаемся со всеми болячками. С серьёзными же проблемами – травмами, например, -  в Городской центр спортивной медицины (физкультурный диспансер). Там же проходим реабилитацию после операций или тяжёлых травм. Есть в театре и  прекрасный массажист. Но у меня массажист «свой», который работает со мной много лет, знает меня от и до, благодаря которому я быстро восстанавливаюсь, который волшебным образом готовит мои мышцы и связки к нагрузкам, если они зажаты. Массаж – это неотъемлемая часть жизни артиста балета. 

- На гастролях балетную труппу  массажист сопровождает?

- К сожалению, нет. Со спортсменами массажист всегда ездит, и это правильно, а у нас почему-то такого сопровождения нет, хотя мы в неменьшей степени нуждаемся в физическом восстановлении. И это беда не только нашего театра - российского балета в целом.

А во время спектаклей за кулисами обязательно дежурит врач или медсестра нашего медпункта, мало ли что может случиться. Кому-то может потребоваться срочная блокада, укол обезболивающего.

Массаж – это неотъемлемая часть жизни артиста балета.

«Лёша, нога!»

- В истории немало примеров, когда балерины отказываются от материнства в пользу карьеры. У вас двое детей, что не мешает вам быть ведущей солисткой театра…

- Материнство не только не мешает карьере, но и способствует ей. Меня, например, дети невероятно вдохновляют, во многом благодаря им мне хочется совершенствоваться! И вообще, сейчас артистки балета живут полноценно, выходят замуж, рожают детей. Может быть, новая тенденция складывается?

Многие девочки, узнав о беременности, сразу прекращают репетиции, вступления. Мне же было настолько комфортно в этот период и, когда я носила Веру и когда Лёву, я чувствовала себя настолько хорошо, что танцевала до пяти месяцев. И, вообще, до последнего очень узкий круг людей в театре знал, что я в «особом» положении. Помню, на пятом месяце беременности я танцевала Сильфиду в одноименном балете. Чувствовала себя превосходно, но понимала, что прыгаю уже не так легко, не так высоко, как хотелось бы. Вот тогда и объявила всем, что буду «временно недоступна», - это для многих было неожиданностью.

Прекратив танцевать, я начинала стремительно набирать вес. Врач в женской консультации укоризненно качала головой. А что я могла поделать? Рацион питания у меня практически не менялся, объёмы пищи тоже оставались прежними. После родов со мной оба раза были 10 лишних килограммов. Но, признаться, во время грудного вскармливания (а я его ярый сторонник) я по этому поводу не переживала и голодом себя не морила. Выходила в театр, когда детям было полтора года. Начинались физические нагрузки, корректировала питание и быстро восстанавливалась, лишние килограммы уходили. При этом никакие средства для похудения не использовала, считаю, что процесс восстановления должен идти естественным путём. Вот баня – другое дело, это святое. 

- Балет, как известно, весьма травматичный вид искусства.

- На самом деле здесь очень многое зависит от головы. Если ты устал, распустил мышцы, то, да можешь получить серьёзную травму. Бывают, конечно, и случайности.

Самые серьёзные травмы – это разрыв коленных связок. Но знаю немало примеров, когда артисты проходили через операцию (наших ребят оперируют в Уральском НИИ ортопедии и травматологии имени Чаклина), восстановление, реабилитацию и продолжали танцевать. Проблема мальчиков – надрыв спины, в результате которого возникают межпозвонковые грыжи. Это объяснимо – им приходится нас «тягать».

Меня Бог миловал, серьёзных травм не было. Однажды, когда я танцевала па-де-труа в «Лебедином озере»  случился подвывих голеностопа – неудачно встала, даже что-то в ноге щёлкнуло. К счастью, это произошло в конце спектакля, и мой партнёр, которому я сразу шепнула: «Лёша, нога!», доносил меня на руках, ни разу не опустив на сцену. Он очень технично это сделал! Никто ничего не понял. За кулисами врач сразу сделал заморозку, наложил повязку. Потом было лечение в физкультурном диспансере – физиопроцедуры, массаж, мази. Я быстро восстановилась. 

«Прекратив танцевать, я начинала стремительно набирать вес». Фото: «АиФ-Урал»/ Дмитрий Шевалдин

Некогда болеть

- Елена, в балете есть понятие «допинг»?

- Если речь идёт о метаболических средствах типа мельдония, то нет. Во всяком случае, я никогда об этом не слышала. Но условный допинг у каждого свой. Кому-то для поддержания формы нужно, например, съесть шоколадку.

Мы нередко пользуемся пищевыми добавками, рекомендованными для спортсменов. Артисты балета вообще постоянные клиенты магазинов спортивного питания. Я лично там покупаю стандартный комплекс витаминов для женщин, который пропиваю курсом, омега-жиры. Организм может долгое время работать на внутренних ресурсах, но они не безграничны, с возрастом его нужно обязательно поддерживать. По поводу поддерживающей терапии я консультируюсь со спортивными тренерами, мы обсуждаем мои нагрузки и, исходя из этого, определяемся с выбором витаминов, добавок.

- Артисты балета берут «больничные»? Я сейчас не имею в виду травмы.

- Редко, но берут. Нам некогда болеть. Но бывают моменты, когда лучше пару дней отлежаться, полечиться. Я, когда подхватываю ОРВИ и есть возможность уйти на больничный, лечусь морсами, малиной, мёдом. Народными средствами. Не люблю таблетки.

- А в ситуации «некогда болеть»?

- Пьёшь таблетки. Но это в крайнем случае и по рекомендации нашего театрального доктора (не помню уже, когда в последний раз была у участкового терапевта). Всё-таки стараюсь болезнь «вылежать», особенно если повышена температура. Но иногда (это опять же моя индивидуальная особенность), когда  испытываю лёгкое недомогание, наоборот, интенсивно репетирую – это позволяет избавиться от неприятных симптомов: разбитости, тяжести в голове, даже насморка. 

А лучшая профилактика, на мой взгляд, – это позитивный настрой, гармония в душе, общение с близкими, любовь к профессии и творчество в любом его проявлении.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах