В Екатеринбурге при поддержке Фонда президентских грантов создана «Школа уральской кадрили». Об этом уникальном проекте рассказывают директор Уральского фольклорного объединения «Фолкъ-Толкъ» Сергей Антонов и соучредитель объединения, методист Центра традиционной народной культуры Среднего Урала Вячеслав Печняк.
Цель кадрили — познакомиться, создать пару
– Почему вы популяризируете именно кадриль?
Сергей Антонов: – Мы исходили из того, что вокальное искусство всё-таки живёт, – в России есть настоящие фольклорные ансамбли, в учебных заведениях готовят вокалистов, солистов, а вот с аутентичной, народной хореографией сложнее. В системе образования этому не учат. Между тем аутентичная хореография, в основе которой творческое живое общение, – очень важная и актуальная для нашего времени дефицита живого общения часть традиционной культуры. Поэтому мы хотим возрождать, сохранять и развивать именно хореографию – настоящую, аутентичную, уральскую.
Вячеслав Печняк: – В нашей стране, к сожалению, не разведены понятие о стилизованной академической национальной культуре и понятие о старинной, корневой, аутентичной культуре, хотя это отдельные формы народного искусства. В учебных заведениях всё захватила академическая школа. Даже там, где преподают аутентичный фольклор, хореографы обращаются к балету. Но какой балет? Где крестьяне, а где балет!
Между тем сегодня у людей есть потребность в аутентичной хореографии. Мы видим, как на наши мероприятия приходит молодёжь, веселится.
Кадриль, пляска – это форма досуга молодёжи, актуальная во все времена. Какая её цель? Познакомиться, создать пару, понять, подходит тебе человек или нет, просто получить удовольствие от общения.
Поэтому учить кадрили можно и нужно. Вот мы собрались все вместе в нужное время в нужном месте, и наш проект «Школа уральской кадрили» выстрелил.
С. А.: – Потому что он уникален! Да, так или иначе фольклорная культура теплится, проводятся фестивали, какие-то другие мероприятия, благодаря чему люди с ней соприкасаются, чему-то учатся. Но для того чтобы традиционная культура существовала, должна быть её передача.
Раньше она передавалась от поколения к поколению просто – смотрели и повторяли. Сейчас этого пути передачи нет: что и за кем повторять, если нет примера? Мы же хотим возродить традиционную форму передачи. Чтобы люди не просто видели, но могли ещё и поучиться.
И потом, кадриль – это коллективная штука. Для неё требуется критическая масса людей, которые бы пришли и сплясали. Нельзя сплясать кадриль втроём или вчетвером. И задача проекта – создать такую критическую массу людей, чтобы была форма передачи хореографической культуры. Именно поэтому я считаю наш проект уникальным.
«Это же настоящая головоломка!»
– Как к нам попал танец французского происхождения и в чём особенность уральской кадрили?
В. П.: – Кадриль – сокращённое от «контрданс» – это, вообще, танец эпохи Возрождения, который получил особое распространение в Викторианскую эпоху. А крестьянские кадрили развились из многофигурных хороводов. На Урале есть несколько видов кадрили, поскольку Урал – это всё-таки промышленный центр, который впитывает все веянья. Если на русском Севере фраза «радуйтесь, жёнки, мы вам новый танец привезли» – это действительно событие, то на Урале это обычное явление, потому что здесь люди шатаются туда-сюда и обязательно что-нибудь с собой приносят. Носители культуры – это люди.
Как кадриль попала сюда из Франции? Да никак. Французская кадриль – дворянская, викторианская – это совершенно другие танцы. Здесь же просто взяли название «кадриль» и обозвали им свой жанр. Уральские кадрили самые замудрёные, они очень сложные, это отмечают и московские фольклористы, которые нас спрашивают: «Как вы это запоминаете? Это же настоящая головоломка!» Кроме того, у нас много линейных кадрилей, в которых может быть любое количество пар.
В ранних исследованиях встречается версия, что это связано с плотинами, с мостами, – плясали именно там, и там могло встать любое количество пар.
– Вы выступаете в народных костюмах, все мужчины в вашем коллективе в сапогах. Это важно?
С. А.: – Просто мы давно занимаемся фольклорной хореографией – это наша любовь. Но мы не хотим, чтобы отсутствие костюма было барьером, главное, чтобы люди плясали и получали от этого удовольствие.
– То есть кадриль можно танцевать и в кроссовках?
С. А.: – Можно, но будет не очень удобно. Кадриль – это не просто танец, это и музыка, и игра – то есть своего рода сейшен, в котором получается ударно-музыкальная композиция. Люди таким образом «переговариваются». Так что плясать кадриль лучше в обуви с каблуком.
В. П.: – Вот на дискотеке есть «дыщ-дыщ-дыщ», а в кадрили «дыщ-дыщ-дыщ» нет, есть гармошка и каблуки. Но народная старинная пляска отличается тем, что в ней нет заученности движений. Так что можно хоть босиком плясать. Или в кроссовках. Если на мне амортизирующая обувь, просто поменяется характер пляски – я не буду дробить, я буду делать «коленца».
– Заявляясь на президентский грант, вы наметили для себя план действий?
С. А.: – Самое главное – это создание школы уральской кадрили. Речь не идёт об образовательной организации, мы говорим об обучении людей. Для нас важно рассказать, заинтересовать и предоставить возможность научиться. И, конечно же, всё показать – мы будем участвовать в гуляниях, в праздниках, как в Екатеринбурге, так и в области. Когда человек видит, как танцуют уральскую кадриль, он чувствует энергетику, и она его захватывает.
Кроме того, мы запланировали проведение семинаров с опытными фольклористами, которые занимались изучением аутентичной хореографии, в том числе ездили в этнографические экспедиции и собирали материал у носителей народной культуры, у бабушек.
– Научиться танцевать кадриль может любой человек?
С. А.: – Да. Более того, как сказал Вячеслав, уральская кадриль очень сложная, и это, знаете ли, хорошая зарядка для мозга, тренировка пространственного мышления – важной составляющей интеллекта. Поэтому в обучении уральской кадрили нет никаких ограничений, но нужно готовиться к тому, что мозг будет кипеть. А если серьёзно, ничего особого сложного нет, было бы желание – и всё получится!