На прошлой неделе власти Екатеринбурга и разработчики презентовали основные принципы преобразований на транспорте, которые предстоит воплотить в столице Урала в ближайшие годы и в долгосрочной перспективе.
Быстрый, удобный, безопасный
Подчеркнём, что речь идёт не об одномоментной реформе, а о поэтапном повышении комфорта и безопасности поездок, а также качества обслуживания людей. Специалисты администрации и разработчики призвали не сравнивать грядущие преобразования с проектом четырёхлетней давности (его разрабатывали представители местного фонда «Город.PRO»), из-за ряда недоработок вызвавшего отторжение у значительной части горожан и массу критики со стороны экспертов.
Приоритет общественного над частными видами транспорта будет сохранён: ведь более 65% всех поездок горожанами совершается сегодня на автобусах, трамваях, троллейбусах и метро.
«Накануне и в процессе работы над проектом мы обработали большой объём данных, – рассказал вице-президент «Центра экономики инфраструктуры» Павел Чистяков. – Задействовали как официальные источники, так и собственные исследования, изучили транспортный трафик в столице Урала и отзывы пассажиров».
По его словам, мониторинг обращений горожан показал, что больше всего они недовольны несоблюдением расписания и изношенностью значительной части подвижного состава. На это поступило 45% и 22% жалоб соответственно. Кроме того, по мнению жителей, работа многих водителей и кондукторов оставляет желать лучшего (17% всех претензий).
Выиграют те, кто ездит чаще
«Одна из целей изменений – чтобы проезд стал дешевле для постоянных пассажиров, – отмечал в конце августа глава города Александр Высокинский. – Люди, которые сегодня во время пересадок платят два раза, будут платить один».
«В Екатеринбурге пятая часть всех пассажиров ездит с пересадками, а это порядка 30% от общего числа всех поездок, – пояснил Павел Чистяков. – Почти половина из них оплачиваются по проездным. Новая система работает на большинство пассажиров, а также на тех, для кого траты на общественный транспорт особенно чувствительны».
Также будет введён новый проездной стоимостью 500 рублей (сегодня он стоит 850). Всего планируется ввести 8 новых тарифов вместо 41, которые действуют сегодня. Специалисты подсчитали, что при такой системе оплаты общая сумма экономии для жителей города может составить порядка 0,5 млрд рублей в год.
Автобусы станут больше, а маршрутов – меньше
Предполагается, что при общем уменьшении количества общественного транспорта на 5,3% число пассажирских мест в городе, наоборот, возрастёт на 19,1%. Это станет возможным за счёт ликвидации так называемых дублирующих маршрутов, а также за счёт приобретения машин большой вместимости. Первая поставка 57 новых автобусов состоится уже осенью 2020 года, они будут курсировать на маршрутах № 21, 25 и 50. Ещё одна – на 60 машин – в следующем году, заявка на них уже подана.
Изменения предполагают и новые формы контроля за движением общественного транспорта, а также стимулирования сотрудников. Единый Центр управления перевозками будет отслеживать качество услуг, проблемы в работе транспортной сети и исправлять их в режиме реального времени, корректировать маршруты.
Важный момент: контракты на транспортную работу подразумевают, что перевозчикам будут платить не за количество перевезённых пассажиров, а за качественное выполнение рейсов по расписанию. Это даёт надежду, что с улиц исчезнут безумные гонщики, в погоне за клиентами нарушающие ПДД.
Регулярно должен обновляться парк техники, а старые машины должны содержаться в исправном состоянии. В целом планируется, что зарплаты водителей и кондукторов вырастут.
Модернизация улично-дорожной сети
Особое внимание будет уделяться развитию экологичных видов транспорта. Их глобальное обновление произойдёт на основе концессионного соглашения. На эти цели планируется привлечь порядка 30 млрд рублей инвестиций. Средства будут направлены на реконструкцию и строительство инфраструктуры городского электротранспорта, модернизацию улично-дорожной сети. Речь идёт в том числе о трамвайных линиях в микрорайоны Академический и Солнечный.
Эксперты посчитали, что капитальные траты на первом этапе модернизации общественного транспорта составят 22,7 млрд рублей. Объекты, которые планируется ввести в эксплуатацию после 2030 года, потребуют вложений на 147,1 млрд. Они подразумевают в том числе строительство железной дороги (юго-западное полукольцо), а также второй ветки метро, но всё это – в долгосрочной перспективе.
«То, что представили разработчики, это не революция, а эволюция, – подчеркнул замглавы Екатеринбурга по вопросам благоустройства, транспорта и экологии Алексей Бубнов. – Общественный транспорт – одна из наиболее востребованных услуг в городе. Чтобы его движение было максимально быстрым, надёжным и безопасным, мы намерены совершенствовать светофорный режим, устанавливать камеры фотовидеофиксации и датчики скорости, обустроить выделенные полосы для движения общественного транспорта».
Ранее глава города Александр Высокинский также говорил о постепенности внедрения транспортных новшеств, подчёркивая, что на сегодняшний день они представляют собой некую идеальную схему, которая в процессе внедрения будет дополняться и дорабатываться.