2023-й объявлен в России Годом педагога и наставника. Почему именно «педагога», а не «учителя»? Об этом мы говорим с доктором педагогических наук, заслуженным деятелем науки РФ, действительным членом Академии педагогических и социальных наук Августом Белкиным.
«Не всяк крякает…»
– Начнём с моего вопроса, – взял быка за рога Август Соломонович. – Что в переводе на русский язык значит слово «педагог»?
Рада Боженко, «АиФ-Урал»: – Признаться, вы поставили меня в тупик.
– Не переживайте, не только вас. Задавал этот вопрос учителям, профессору медицины, другому журналисту… Реакция была аналогичной. Между тем в переводе с греческого педагог – это ведущий ребёнка. Какой глубокий смысл!
После Великой Отечественной войны были увеличены зарплаты милиционерам и учителям. И сегодня в нашей стране поднят вопрос о создании для педагогов особых условий, о необходимости повышения им зарплаты, об обеспечении жильём, об оснащении школ на современный лад. Это о чём говорит? О том, что в критические периоды жизни общества государство заботится именно о педагогах, потому что «ведущие ребёнка» должны обеспечить прочный фундамент социальной жизни государства. И воспитать такое поколение молодёжи, которое в эти годы сомнений, размышлений, критики было бы едино в своей любви к Родине. Которое было бы опорой общества и государства.
Так вот. Мы говорим сегодня именно о педагогах. Потому что педагогика – это не только учителя, не только те, кто передаёт знание. Более того, как бы странно это ни звучало, не каждый учитель может считаться педагогом. Не все с этим согласны. Как-то на одной из моих лекций зашёл разговор об этом. Тогда я обратился к коллегам: «Имейте в виду, вы должны быть не столько учителями, сколько педагогами – «ведущими детей». И добавил, что есть такая замечательная поговорка: всяк пьёт, да не всяк крякает. Помню, не все тогда одобрили это сравнение. Но ведь это правда, всякий может получить диплом, но далеко не всякий становится хорошим специалистом.
– Чтобы стать именно педагогом, нужно обладать определёнными качествами?
– Педагог – это не только, а может быть, даже не столько образование. Это родовое призвание. Любой родитель по своей обязанности педагог. Он должен понимать, что, прежде всего, отвечает за то, кого он вырастит. А это зависит от тех условий, которые для ребёнка будут созданы, от примеров, которые ему будут подаваться, и от многого другого. В конце концов, от кодекса ценностей, которому следуют в семье, от кодекса чести.
Помню, будучи учителем истории, я как-то рассказывал на уроке историю создания танков, рассказывал о том, почему они назывались «чанами», о роли танков в годы Великой Отечественной войны, о том, что у меня на фронте погибли 12 родственников, в том числе два родных дяди. Все ребята слушали с интересом, кроме одного чувака, который сидел и посмеивался, ухмылялся. Меня это так возмутило, что я за шиворот выволок его в коридор. Когда в райкоме шло голосование по поводу приёма меня в ряды КПСС, все были «за», и только одна женщина воздержалась. Она на самом деле была против моей кандидатуры, потому что этот выдворенный мной из класса ученик оказался её племянником. Эту историю на уроке она привела как аргумент. Потом, когда меня благополучно приняли в партию и она вышла, остальные члены райкома пожали мне руку и сказали: «Правильно сделал!»
В кино с оркестром
– Они объяснили, почему вас поддержали?
– Мне и объяснять не нужно было. Я сам понял. Потому что, по сути, они были педагогами, они защищали честь нашей Победы. Педагог – это человек, который руководствуется не столько правилами, сколько ценностями. Педагог – это призвание. Как-то меня попросили поприсутствовать на уроке молодой учительницы истории. Она вещала такую скучную муть строго по учебнику, без капли души, без личного отношения – я чуть с тоски не сдох! Эта учительница даже не попыталась разобраться в сути педагогики, предположил тогда мой коллега-фронтовик. «Пожуём – увидим», – сказал тигр при виде нового дрессировщика», – ответил я ему. Я её «пожевал», разобрался и понял, что уроки её исключительно образовательные. А где воспитание?
Суть педагогики – в умении передать исторический опыт, повести за собой, передать истинные ценности, словом, в умении формировать душу ребёнка. Не всякий учитель – педагог, но и не всякий педагог – учитель. По большому счёту, педагогика – социальная миссия любого специалиста.Суть педагогики – в умении передать исторический опыт, повести за собой, передать истинные ценности, словом, в умении формировать душу ребёнка. Не всякий учитель – педагог, но и не всякий педагог – учитель.
И педагог не «работает», он «служит». Идеям, призванию. Ни один артист не скажет «я работаю в театре», он говорит «я служу в театре». Я настаиваю на том, чтобы и медики говорили «я служу в больнице», и обязательно – педагоги.
– Только вот служение это сегодня недооценено. Возможно ли повернуть сознание общества вспять, к тому времени, когда престиж педагога был бесспорным?
– В 60-е годы я посмотрел в кинотеатре фильм, который только что вышел на экраны. И на следующий день повёл на него всех учеников и весь педагогический коллектив школы, которую возглавлял. Более того, пригласил на сеанс военный оркестр. Это было незабываемо! Учителя были под сильным впечатлением и говорили, что такие фильмы нужно ввести в школьную программу, потому что их должны смотреть все дети. Понимаете, ведь формирование педагога начинается не в педагогическом вузе, а в школе – задолго до того, как молодой человек решит туда поступать.
Это был фильм «Доживём до понедельника» – в нём учитель не пустая душа, а педагог, ведущий за собой ребят. И, вообще, в этом фильме выведено столько педагогических формул: «Счастье – это когда тебя понимают», «Души-то у нас и у ребят не бумажные» и так далее. А еще был «Учитель» Сергея Герасимова… Но, вообще-то, фильмы, посвящённые истинному педагогу, по пальцам одной руки можно перечесть.
Сейчас, как никогда, нужно снимать фильмы, посвящённые подвигу простых людей! Жизненному подвигу. Немедленно нужно этим заняться. И это тоже педагогика, причём педагога высшего пилотажа, педагогика через искусство.
Метод кронциркуля
– Сегодня учителя находятся под пристальным вниманием общественности. Шаг влево, шаг вправо – всеобщее порицание. По сути, им отказано в праве проявить эмоции. Это справедливо?
– Смотря какие эмоции. Если учитель повышает голос, при этом не оскорбляя и не унижая достоинство ребёнка, он не перестаёт быть педагогом. Знаете, это как в медицине. Не всякое лечение приятно, но оно во благо.
Тут будет уместен пример из моей практики директора школы. Однажды я услышал, как учитель рисования и черчения говорит ученику: «Сейчас возьму кронциркуль и измерю размер твоей пустой головы». Разумеется, я его вызвал на ковёр. «Август Соломонович, не обращайте внимание. Это же мой любимец, отличный парень, он прекрасно учится, но иногда отвлекается. Я его так, шуткой, просто возвращаю в учебную действительность». Действительно, мальчик был не в обиде. Я тогда понял, что шутка учителя была знаком, кодом: не туда гребешь! И ребёнок это понимал. Дети всегда чувствуют искреннее отношение к ним учителя, равно как и сразу чувствуют фальшь, безразличие. Обмануть их невозможно.
– Не секрет, что в педагогические вузы поступает немало случайных людей…
– Точно. Хотя… Я, по сути, тоже поначалу был в пединституте случайным человеком, и многие мои однокурсники, ставшие достойными педагогами, поступили случайно. Так что «случайность» поступления ещё ни о чём не говорит, эти ребята часто становятся лучшими педагогами, чем те, кто шёл в этот вуз целенаправленно.
Другое дело, что те, кто не прочувствовал истинный смысл слова «педагог», всё равно идут к детям в качестве учителя – человека, передающего знания. Поэтому, повторюсь, не все учителя – педагоги. И это национальная беда нашей школы. Сегодня внимание должно быть обращено к настоящим педагогам, понимающим и формирующим душу ребёнка. Их необходимо поощрять, а пример их служения нужно транслировать всеми возможными способами.