В Свердловской области принимается законопроект, реализация которого повлияет на жизнь десятков тысяч людей и коснётся как минимум нескольких поколений уральцев. Власти называют его «рамочным», а общественники не понимают: почему принятие такого глобального закона обходится без публичных слушаний?
Рекомендуют одобрить
На прошлой неделе профильный комитет ЗакСО рассмотрел законопроект о комплексном развитии территории (КРТ), который на Урале уже окрестили «всероссийской реновацией». Комитет рекомендовал его к принятию всеми депутатами, поэтому, скорее всего, на днях он будет одобрен. А до конца весны нынешнего года власти обещают определить первые пилотные площадки.
Общий механизм КРТ был утверждён на федеральном уровне в конце прошлого года. Он предполагает расселение физически устаревшего жилья и обновление городской застройки с привлечением частных инвестиций. «Специфика регионального закона – в его социальной направленности, – пояснил депутат ЗакСО Валентин Лаппо. – При этом будет разработан ещё ряд документов для реализации программы».
Все нормативно-правовые акты, регулирующие КРТ, должны быть готовы к III кварталу 2021 года. И они не должны противоречить нормам, прописанным в Гражданском и Жилищном кодексах РФ.
«В первую очередь речь идёт о территориях с жильём, не признанным аварийным, но не отвечающим современным требованиям. Мы ожидаем, что уже к апрелю первые пилотные территории будут определены», – подчеркнул замминистра строительства Свердловской области Максим Пучков.
Эксперты также отмечают, что собственники жилья, которое планируется включить в программу, примут непосредственное участие в её утверждении. «Как только принимается решение о КРТ, власти организуют собрания с хозяевами квартир. Если более 2/3 голосует за, по объектам принимается решение и запускается процесс реновации. Если желающих переехать меньше 2/3, дом будет исключён из проекта», – рассказала юрист департамента архитектуры Екатеринбурга Евгения Рожок.
С одной стороны, вроде бы всё просто: областные и муниципальные власти получат полномочия в сфере КРТ, будут принимать решение о комплексной застройке, совместно с жителями определять границы, утверждать адресные программы по сносу и так далее.
С другой – остались вопросы, ответы на которые чиновники, депутаты и эксперты пока не дают.Законопроект (и подзаконные акты) ещё не приняли, однако ряд общественников уже проявляют недовольство.
- На каких условиях будут отселять жителей бараков в новые дома?
- Как, в каком размере будет начисляться компенсация?
- Будет ли гарантия расселения жильцов в новостройки в том же районе?
- Что будет с той самой несговорчивой 1/3 жителей, которая откажется выезжать из МКД, приговорённого к сносу?
С Москвой не сравнивать!
Власти призывают уральцев ни в коем случае не сравнивать реновацию в Москве с реновацией в Екатеринбурге и Свердловской области. Вроде как хорошо сохранившиеся хрущёвки и брежневки под новое строительство попасть не должны, в первую очередь будут сносить бараки 30–40-х годов прошлого века. Но ведь всем известно: лес рубят – щепки летят!
Законопроект (и подзаконные акты) ещё не приняли, однако ряд общественников уже проявляют недовольство. «Столь крупный закон решили протащить без общественных слушаний, как будто нет времени на выработку взвешенного документа», – отмечает экс-кандидат в мэры Екатеринбурга Дмитрий Калинин. Появилась даже группа в Telegram, участники которой сегодня обсуждают рифы и мели грядущей программы. Сообщество называется «Реновация. Сохранение старого фонда Екатеринбурга».
Загвоздка ещё и в том, что проводить публичные слушания не имеет особого смыла, их итоги необязательны к исполнению. Власти могут к ним прислушаться, а могут и проигнорировать. Впрочем, не исключено, что данный вопрос в обозримом будущем может быть решён на федеральном уровне.
«Коллеги предложили предусмотреть возможность выносить предложения граждан на общественные обсуждения через сайты администраций, – рассказал депутат Госдумы РФ от Свердловской области Дмитрий Ионин. – Сама по себе идея неплохая, но больше похожая на имитацию бурной деятельности. До сих пор сами публичные слушания – фикция, а их решения носят рекомендательный характер. А впереди так называемая «всероссийская реновация», где один из инструментов – общественное обсуждение. Получается, что и оно не будет иметь никакого юридического значения?»
По словам парламентария, в связи с этим в Госдуму были внесены два законопроекта – об обязательности исполнения решений публичных слушаний, а также по уголовной ответственности за фальсификацию документов и итоговых протоколов по ним.