Екатеринбург, 5 июля, АиФ-Урал. Вот уже несколько лет в России обсуждают идею строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали. Изначально речь шла о том, что уже к 2020 году железная дорога нового образца свяжет Екатеринбург с Москвой, и преодолевать расстояние между этими городами на «Cапсанах» можно будет за рекордные семь с половиной часов. Прошло время, и свердловчане уже скептически взирают на эту идею: «Программа хороша, только вот кто будет пользоваться сей магистралью в 2030 году – китайцы или кавказцы?»
На работу – в Казань
В России предполагается строительство трех магистралей высокоскоростного движения: Москва – Санкт-Петербург, Москва – Екатеринбург и Москва – Сочи – Адлер. О том, что Екатеринбург и Москву свяжет высокоскоростная железнодорожная магистраль, свердловчане узнали в 2011 году. Именно тогда произошла презентация громкого проекта. Озвученные цифры поражали воображение: скорость движения – до 400 километров в час, время в пути от Москвы до Екатеринбурга – семь с половиной часов.
Отдельные лица говорят о том, что в первую очередь силы бросят на сочинскую линию. Остальные – по остаточному принципу. Так что… прокатиться по высокоскоростной магистрали из Екатеринбурга в Москву получится еще не скоро – программа расписана аж до 2030 года! Между тем, уверены оптимисты, если Екатеринбург выиграет-таки право проводить «ЭКСПО-2020», процесс может и ускориться.
Напомним, что продвигать проект начал еще Александр Мишарин в бытность своего губернаторства в Свердловской области. Уйдя с поста главы региона и став вице-президентом «Российских железных дорог», Александр Сергеевич вновь пообещал нам высокие скорости для поездов и комфорт для пассажиров. По мнению Мишарина, главное, что даст высокоскоростная магистраль, – повышение уровня жизни в регионах страны и возможность быть более мобильным: за невысокую стоимость можно будет приехать в любую точку России.
Мнение «за»
С мнением экс-губернатора Свердловской области солидарен известный екатеринбургский политолог Анатолий Гагарин, который подтвердил: «Проект не завис и даже одобрен Путиным».
Политолог Анатолий Гагарин:
– По данным последнего соцопроса, 82 процента россиян поддерживают идею строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали, что подтверждает: у людей назрела необходимость передвижения по крупным мегаполисам. Опрос проводился во многих крупных городах: Москве, Санкт-Петербурге, Перми, Уфе, Казани. Эта тема сейчас становится чрезвычайно актуальной, поскольку строительство магистрали даст большой экономический эффект и выведет Россию на уровень мировой державы. Также это даст толчок развитию транспортной и экономической мобильности, сократит время передвижений и свяжет все маршруты в единую сеть. С учетом того, что проблемами экономики сегодня занимаются денно и нощно, высокоскоростная магистраль если и не волшебной палочкой станет, то даст быстрый эффект и быстро окупится. Кроме того, строительство магистрали предполагает резкое оживление движения по железным дорогам.
Что касается суммы проекта, то в данный момент об этом сказать сложно: строительство же предполагается поэтапное. Вопрос по стоимости билетов будет решен в скором времени, естественно, они будут дешевле авиабилетов, иначе и смысла нет.
Мнение «против»
Впрочем, у масштабного проекта имеются и противники. Так, депутат Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области Андрей Альшевских видит в столь долгосрочном проекте бездумную трату огромных денег и размывание ответственности, приводящее к всевозможным проволочкам.
Депутат Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области Андрей Альшевских:
– У меня изначально были большие сомнения в строительстве магистрали. Я спорно отношусь к проектам, которые предполагают начало реализации в ближайшие годы и ее завершение через 30–50 лет. Чем больше времени для реализации, чем больше сумма, тем больше риска. На мой взгляд, те деньги, что мы можем потратить на магистраль, было бы целесообразней вложить в строительство нормальных автомобильных дорог – и не в одну полосу в каждом направлении, а как минимум в две, и с сопутствующими съездами. Это и по деньгам было бы дешевле, и помогло бы связать многие небольшие города и села, тогда как поезда скоростной магистрали не будут останавливаться у каждой деревни и полустанка. Второе направление, если мы говорим о межгородских сообщениях, – это развитие малой авиации: Екатеринбург, Уфа, Казань и др. Это было бы эффективней, чем вкладывать триллионы в железную дорогу.
Что касается стоимости билетов на поезда, то исходя из того, в какую сумму все это выливается, она будет чуть ли не выше стоимости авиабилетов.
Надо также понимать, что даже сегодня, когда поезда ходят медленно и с большими опозданиями, случаются трагические происшествия на ж/д переездах. А как здесь? За какое время до прохождения поезда будет переезд закрываться? Как избежать несчастных случаев? Мосты строить? Да это все в копеечку выйдет! Мы не Европа, не Запад и не Китай. Если там выполняться будут любые ограничения, то у нас, если даже переезд закрыт, через него будут пытаться перелезть и переползти. Здесь нельзя по принципу – авось прокатит.
Я считаю, все эти мегапроекты, реализация которых состоится через десятилетия, очень опасны. Во-первых, тратятся бешеные деньги, а во-вторых – идет размывание ответственности. Когда начинает кто-то один, продолжает другой, а заканчивает и вовсе третий, то в итоге оказывается, что никто ни за что и не отвечает.