Телефонные мошенники постоянно придумывают новые сценарии обмана. Но не забывают и старые схемы, если они работают. Поэтому людям до сих пор звонят «сотрудники Центробанка», специалисты из «службы безопасности банка» и «родственники», которым нужна помощь. Эксперт по безопасности Уральского Главного управления Банка России Владимир Хименко ответил на вопросы положении дел в российской системе кибербезопасности. Приводим первую часть большого интервью.
Никто не застрахован
Ксения Огородникова, «АиФ-Урал»: – Владимир Николаевич, какие схемы сегодня в ходу?
Владимир Хименко: – Из относительно нового: жулики звонят от имени сотового оператора и предупреждают, что буквально завтра истекает договор на ваш номер телефона. Чтобы он не отключился, надо заполнить некую заявку и одобрить её отправку, продиктовав код из СМС. На самом деле код подтверждает перевыпуск сим-карты, с её помощью мошенники получают доступ к вашему мобильному банку.
Ещё преступники звонят якобы из поликлиники, страховой компании или даже несуществующей организации, скажем, из какой-нибудь «Единой медицинской службы», и приглашают на приём к узкому специалисту. Но для записи надо сообщить код из СМС. На самом деле он даёт доступ к личному кабинету на Госуслугах. Далее преступник может завладеть вашими данными и оформить кредиты.
Схем много, но заканчиваются они одинаково: жертва сообщает преступнику персональные данные, коды из СМС или пуш-уведомлений и в итоге лишается денег.
– Кто легче попадается на удочку мошенников? Есть ли типичный портрет жертвы?
– Мы ежегодно проводим такие исследования в целом по стране. Согласно самому свежему, типичная жертва – это женщина в возрасте от 25 до 44 лет, со средним образованием и средним достатком, которая живёт в городе. Она потеряла свои деньги после того, как поверила незнакомцу, который позвонил или написал в мессенджере.
Но это условный портрет. Практика показывает, что мошенники способны подобрать ключик практически ко всем. Они использую разные приёмы: торопят, давят, пугают, обвиняют в нарушении закона, обещают лёгкие деньги, втираются в доверие. Скрипты им пишут опытные психологи, поэтому не разговаривайте с незнакомцами о ваших деньгах и данных. Не давайте им шанса разговорить и раскрутить вас – кладите трубку.
Дорогостоящий опыт
– В новостях часто рассказывают о жертвах телефонных мошенников, а каков масштаб их деятельности в цифрах?
– Во втором квартале этого года мошенники провели четверть миллиона операций и украли у граждан почти пять миллиардов рублей. В сравнении со средним показателем за предыдущий год количество операций уменьшилось, а вот сумма увеличилась. Вырос «средний чек» украденного: преступники выманивают у граждан сбережения, вынуждают брать кредиты. Но банки отразили значительное число попыток мошенничества – 16 миллионов за три месяца – и предотвратили хищение двух триллионов рублей. Значит, банкам удалось спасти в несколько раз больше денег клиентов, чем мошенникам – похитить.
– Можно ли вернуть деньги, украденные кибермошенниками?
– Практически невозможно, к сожалению. По итогам второго квартала 2024 года банки вернули только 6% денег. По закону, если клиент сам сообщил мошенникам конфиденциальную информацию или перевёл деньги, он нарушил условия банковского договора. Поэтому банк не обязан возвращать средства.
Однако если с вашей карты списали деньги, надо действовать так: срочно заблокируйте карту, в течение суток сообщите в банк о несогласии с операцией и обратитесь в полицию. По закону полицейские должны в течение 30 суток провести проверку. Чем больше жалоб поступит на мошеннические карту или счёт, тем больше реквизитов окажется в специальной базе, которую ведёт Банк России. По этой же причине мы рекомендуем сообщать в банк данные мошенника, даже если вы ему не поверили.