Константин Худяков и Виталий Раевский из сёл Сарапулка и Павда Свердловской области покупают УАЗы – «буханки», ремонтируют их на свои деньги, а затем отправляют на линию соприкосновения. Так они хотят помочь тем, кому сейчас приходится непросто. Подробнее – в материале ural.aif.ru.
Тяга к приключениям
«На УАЗике можно вывезти раненого, так что, в конечном счёте, эта машина - спасённые жизни, – рассказывает Виталий. – Эта история началась для меня в феврале прошлого года. На тот момент я хотел записаться добровольцем – ремонтником, но судьба мягко отклонила меня. То не нашлось нужных документов, то ещё по каким-то причинам не брали. В итоге сейчас понимаю, что могу здесь принести гораздо больше пользы».
Виталий и Константин дружат давно, к тому же один из них приходится другому шурином. В уральском селе у этих мужчин своё дело: ремонт тяжёлой дорожно-строительной техники, её снабжение запасными частями, обслуживание. К слову, Виталий инженер по образованию, его специальность – машинное оборудование нефтяных и газовых промыслов.
Когда речь зашла о помощи участникам СВО, ребята решили не распыляться, а сделать что-то полезное для конкретного подразделения – разведки. Посчитали, что так их действия принесут больше результата, чем если бы они покупали всё для всех подряд.
«Добровольцем меня не взяли, но тяга к приключениям осталась, – смеётся Виталий. – Затем спонтанно родилась идея: а возьмём-ка мы машину и сами отвезём её к окопам. Мы заработали деньги и купили первый УАЗик».
За 2023 год Виталий Раевский на передовую отвёз машины дважды. Третью гнать не пришлось – те, кому она была нужна, забрали её сами.
Поначалу Константин и Виталий предлагали подразделению иномарки. Но разведчики отказались от такого подарка: там, где они находятся, слишком сложно искать запчасти для этих машин. С УАЗами дело обстоит иначе: их очень много, разбитую «буханку», например, можно найти на обочине дороги и взять её детали.
Первый УАЗ друзья решили чинить самостоятельно: подумали, что быстро справятся. Но всё оказалось не так просто. По их словам, технических нюансов у отечественных машин намного больше, чем у тех же иномарок. Можно потратить полдня на одну гайку, а специалист сразу заметит, что она не откручивается. В итоге было принято решение платить за ремонт тем, кто разбирается в этом деле. Найти таких людей на Урале оказалось несложно. Как и купить сами машины.
Но кое-что всё же пришлось делать самим. «Мы меняли начинку салона, колдовали с кузовщиной, перекрашивали машину, оборудовали багажники», – рассказывает Константин. Ремонт своими силами происходил во дворе его дома. Возле гаража ещё остаются колёса и некоторые детали. Они пригодятся, когда ребята будут работать над следующей машиной.
По словам Виталия, самым сложным для него оказался даже не сам ремонт, а дорога за рулём «буханки». «УАЗик – это боль», – признаётся он. Когда Виталий уезжал, его жена Анастасия очень волновалась за мужа. «Но я поняла, что лучше я буду его поддерживать и он поедет с мыслью, что я за него, чем если бы он знал, что я против этой затеи, – признаётся Анастасия. – К тому же его поездки оказалась не такими опасными, как я представила в своём «творческом воображении». Про «творческое воображение» она сказала неслучайно: Анастасия художница и дизайнер по образованию. Сейчас она занимается детьми, работает на фрилансе и создаёт «сказочные» картины.
С миру по детали
Виталий и Константин поясняют, зачем нужно было гнать машину на линию соприкосновения: «У нас есть свои принципы. Первое: машину везём сами, чтобы быть уверенными, что она дойдёт туда, куда надо. Второе: обязательно гоним её на передовую, чтобы она не осела в тылу. Третье: автомобиль должен попасть в рабочее подразделение, то есть к тем, кому особенно тяжело. Четвёртое: мы везём сами, чтобы всё, что может сломаться, сломалось до того, как попадёт к ребятам - там некогда заниматься ремонтом».
Когда Виталий и Константин стали помогать подразделению, многие односельчане к ним присоединились. «Человеку кажется, что он ничего особенного не сделал – ну, принёс колесо. На самом деле, один принёс, другой передал, третий помог приделать его к машине. И это уже даёт большой результат», – поясняют ребята.
Виталий сагитировал участвовать в общем деле пенсионерок из Дома культуры села Павда – сейчас он живёт в этом селе со своей женой и детьми. Женщины шьют маскировочные сети, которыми можно как раз укрыть УАЗик.
«На прошлой неделе ребята из подразделения поблагодарили нас. Их старый УАЗ подорвался на мине. Они как раз возьмут в работу тот, который я им привёз. А когда они узнали, что пожилые женщины плетут маскировочные сети, то сказали: мы прямо почувствовали тепло родных рук. Ведь по возрасту эти женщины им как раз как мамы».
«Когда нас спрашивают, что нужно в окопе, мы предлагаем представить себя на месте ребят. Если бы ты там оказался, что тебе было бы нужно? – говорит Константин. – Или самое актуальное – приборы ночного видения. Также в разведке нужны так называемые «инструменты последнего шанса». Это бензопилы, лопаты».
Сами же мастера сейчас ищут средства на приобретение очередной «буханки». УАЗ с учётом ремонта стоит 300 тысяч рублей, а для покупки дополнительного оборудования требуется ещё 100 тысяч рублей. Ребята надеются, что земляки поддержат их благое дело.