На дворе август, но на занятии по рисованию пластилином кипит работа. Девочка склонилась над птичкой, мальчик приклеивает сердечко к зайчику. Это особые дети. То, что они могут создавать что-то, да ещё и общаться со сверстниками, – плод огромных усилий педагогов и родителей. В последний месяц лета благотворительный детский центр совместного творчества «Развитие» возобновил свою работу после каникул. В России таких центров всего три: в Москве, в Санкт-Петербурге и в столице Урала. Подробнее - в материале ural.aif.ru.
Искусство как лечение
Вика прикладывает ладошку к картинке с надписью «Зарядись позитивом». Это как своеобразный ритуал, здесь так делают все. Рядом лежит Босс – шпиц, который «работает» терапевтом. Вика – красивая девочка с большими карими глазами и кудряшками. С виду не скажешь, что у неё аутизм.
«Наши педагоги проводят занятия с детьми бесплатно. Программы очень разные, – рассказывает директор центра «Развитие» в Екатеринбурге Ирина Суханова. – Можно выбрать технические направления: работу с компьютером, лего-конструирование, робототехнику. Здесь осваивают фотошоп, 3D-графику, анимацию. У нас огромный спектр прикладного творчества: декупаж, скрап-букинг и т. д. Большой набор изобразительных арт-терапевтических парктик, включая эмоциональное и правополушарное рисование, а также создание картин песком. Музыка и театр – это тоже часть арт-терапии. Кроме того, все дети ходят к психологу, нейропсихологу и коррекционному логопеду».
Помимо тех, кто имеет различные особенности здоровья, в центре занимаются дети из малоимущих и многодетных семей. Перед тем, как ребёнок приступает к занятиям, психолог рекомендует ему тот вид деятельности, который лучше всего поможет в социальной адаптации.
По словам Ирины Сухановой, маленьким посетителям не нужно приносить на занятия расходные материалы. Всё предоставляет центр благодаря спонсорской поддержке, поэтому мамам не приходится думать, как и на что купить дорогостоящие краски или ноутбук со специальной программой. А это немаловажно: большинство родителей были бы не в состоянии всё это оплатить
Дети со сверхспособностями
На стенах — картины ребят. Какие-то из них смотрятся вполне профессионально. «Некоторые наши выпускники поступили в художественное училище имени И. Д. Шадра и подарили нам свои эскизы, – Ирина Суханова идёт к стенду, где выставлены кубки. – Когда мы отправляем работы наших воспитанников на конкурсы, то, как правило, не указываем, что у них ОВЗ. Часто у таких детей открываются замещающие возможности, которых нет у здоровых, норматипичных школьников».
Пример тому – Даша, у которой ДЦП. Её картины, вышитые лентами, побывали даже на крупных выставках. Кто-то даже хотел купить их, но создательница принципиально считает, что искусство должно принадлежать народу. Она дарит свои работы.
На другой стене – картины из пластилина. «Самое сложное – смешивать цвета», – девятилетняя Полина показывает рисунок, где девочка и мальчик сидят в сложных позах. Все детали тонко прорисованы. У Полины нет каких-либо особенностей в развитии, но её семья нуждается в помощи. Её младший брат и мама имеют инвалидность. К тому же мама воспитывает детей одна.
Картины из пластилина мастерски создаёт и Никита, у которого есть нарушения аутистического спектра. А один воспитанник ещё во время своего пребывания в центре стал вести спортивный блог. Инвалидная коляска не помеха такому увлечению. Сейчас он выпустился, а блог стал приносить ему доход.
Ты меня понимаешь?
«Взрослые в 90% семей заняты зарабатыванием денег. Часто даже бабушки и дедушки не могу уделить внукам внимание, потому что не живут с ними. В итоге детям катастрофически не хватает общения! Создать условия взаимодействия между взрослыми и нашими подопечными — приоритетная задача. Педагоги выстраивают занятия так, чтобы их воспринимали как старших наставников. Кстати, здесь мы называем их не учителями, а специалистами творческих студий, потому что основная цель не дополнительное образование, а помощь в самореализации. К тому же многим ребятам просто нужны доверительные отношения со взрослыми. Здесь их можно выстроить», — объясняет директор центра.
Важная часть работы – общение между здоровыми детьми и теми, у кого есть ОВЗ. Как рассказала Ирина Суханова, поначалу всех волновал вопрос: что нужно сделать, чтобы воспитанники дружили между собой? За шесть лет существования центра у специалистов накопился опыт инклюзивного общения.
Хотя во многих школах формально декларируется инклюзия, отношение к «не таким» часто оставляет желать лучшего. Сотрудники «Развития» убеждены: причина — в предвзятости взрослых.
По наблюдениям мастеров творческих студий, ребятам не важно, есть ли у их сверстников инвалидность. А младшие школьники готовы открыто говорить о своих особенностях. Так, ребёнок с протезом может запросто объяснить, зачем он ему.
Но при этом кого-то всё-таки нужно учить просить о помощи. Некоторым же, наоборот, приходится показывать, как не «причинять добро», а выяснять, нужна ли помощь, прежде чем её оказывать. Сложнее обстоит дело с теми, у кого наблюдаются интеллектуальные нарушения. Такие дети не могут объяснить своё поведение. Как раз в таких случаях в дело включается педагог.
Там, где не откажут
Услышав, что где-то к особому человечку отнесутся с пониманием, мамы готовы везти своё чадо даже из самых далёких районов города. А вот ехать с таким ребёнком из области совсем не удобно. Это слишком энергозатратный процесс. Поэтому организации, где с подобными учениками работали бы по специальным методикам, очень нужны.
В уральском центре для каждого ученика составляют отдельную программу. Своим опытом наставники делились с коллегами из других стран и готовы поделиться им со всеми, кому это будет полезно. Но таких центров в области, да ещё и не государственных, а частных, где методы работы можно выбрать на своё усмотрение, пока никто не создаёт.
Помимо трудностей с учёбой в школе, семьи детей с ОВЗ сталкиваются и с тем, что их не берут практически ни в один летний лагерь. Формально-то им отказать не могут. Но помогать и создавать для них доступную среду тоже никто не будет.
В «Развитии» лагерь для особых детишек работал в первый месяц лета, и волонтёры постарались дать ребятам яркие впечатления. К сожалению, в Екатеринбурге инклюзивных летних лагерей тоже единицы.
Уже не дети
Педагоги помнят и о тех, кто вырос, занимаясь с ними. Сейчас многим бывшим посетителям центра уже по 19—20 лет. И они порой больше нуждаются в поддержке, ведь их диагноз может усугубиться. Особенно в том случае, если речь идёт о тяжёлых интеллектуальных нарушениях.
Для таких ребят проводятся творческие клубы по воскресеньям. Некоторые педагоги сами вывозят своих бывших учеников на машине, лишь бы те не сидели безвылазно в квартире.
Судьба выпускников с менее тяжёлыми нарушениями складывается лучше. В колледжах на Урале есть некоторые инклюзивные программы. Например, ребята могут получить профессию маляра или сборщика мебели. А это даст им возможность прокормить себя и проявить свои способности. Кто-то, окончив обучение, приходит в центр уже в качестве волонтёров. Такая помощь особенно нужна во время праздников и выездов на различные мероприятия.