Городские чиновники затеяли ни много ни мало… очередную реформу на общественном транспорте.
Куда мы едем?
За 26 млн рублей подрядчику предстоит оценить нынешнее состояние транспортной сети, определить приоритеты по её развитию, скоростной режим на различных участках, выбрать зоны для одностороннего и реверсивного движения, скорректировать работу светофоров. Отдельному анализу подвергнутся потоки большегрузов, будут разработаны полосы для общественного транспорта, схемы парковок, обоснуют увеличение количества штрафстоянок и велодорожек.
При этом разработчики должны будут учесть мнение горожан. Для этого им необходимо провести соцопрос (не менее 2 000 респондентов), обработать результаты и выяснить: какие виды транспорта предпочитают горожане, когда, куда и зачем ездят, что хотят изменить.
В задании также оговаривается, при каких условиях стороны освобождаются от ответственности за неисполнение своих обязательств по контракту. Это обстоятельства непреодолимой силы: наводнение, пожар, землетрясение, диверсия, военные действия, блокада.
Цель работы (цитируем) – «обеспечение безопасности дорожного движения и повышение пропускной способности дорог». Грубо говоря – избавление от пробок. В целом же возникло ощущение, что городские власти подспудно хотят вытеснить автомобилистов из центра города, создав более комфортную среду для пешеходов и общественного транспорта.
Дежавю
Инициатива мэрии вызвала замешательство среди жителей Екатеринбурга, отразившееся в том числе в социальных сетях. «Шо, опять?! Распильщикам из «Город.PRO» мало 8 млн?» - возмущаются пользователи.
Дело в том, что нечто подобное в столице Урала уже было. Пару лет назад группа урбанистов из фонда «Город.PRO» во главе с Владимиром Злоказовым и Ларисой Бузуновой по заказу городских властей разработали реформу по оптимизации маршрутов общественного транспорта. К проекту привлекли в том числе всемирно известного американского специалиста Джарретта Уокера. При этом за работу они взяли «всего» 8,1 млн рублей.
Но уже самые первые попытки воплотить реформу в жизнь вылились в скандал. На урбанистов вылили немыслимое количество грязи в соцсетях и СМИ (Бузунова даже на время удаляла свою страницу в Facebook.) На критике новой транспортной схемы пиарились политики и общественники. Неожиданно выяснилось, что создатели реформы «забыли» посоветоваться с ГИБДД региона, что очень разгневало тогдашнего главу ведомства Юрия Дёмина. Разработчиков обвиняли в некомпетентности, поспешности, отрыве от реальности, вредительстве и даже вызывали в прокуратуру…
С того времени прошло чуть более года. Реформу перенесли на 2019-й, ушёл из жизни куратор проекта вице-мэр Евгений Липович. И вот городские власти вновь взялись за старое…
За и против
Но неожиданно выяснилось, что нынешняя транспортная реформа – это не та реформа, которая была раньше, а совсем другая реформа, которой доселе ещё не было. Оказалось, что необходимость разработки новой схемы продиктована федеральным законом №443 «Об организации дорожного движения в РФ». Не исполнить его чиновники не могут, так как он принят Госдумой, одобрен Совфедом, и вообще его Путин подписал!
«Разработка комплексной схемы позволит понять, как нужно изменить движение транспорта, работу светофоров на том или ином перекрёстке, где сделать выделенные полосы, где какое ограничение ввести, - пояснил замглавы администрации Екатеринбурга по вопросам транспорта, благоустройства и экологии Евгений Архипов. – Эта научная работа позволит компьютеризировать всю информацию о каждой точке и сделать движение удобным как для автомобилистов, так и для пешеходов».
Выяснилось также, что фонд «Город. PRO» участвовать в конкурсе даже не планирует. Для этого у местных урбанистов нет ни ресурсов, ни желания. При этом у них большие сомнения в успехе проекта.
«Когда создание какого-либо планировочного документа продиктовано не естественным запросом, а навязанными извне новыми требованиями законодательства - это всегда большой риск, что сделают «на отвяжись», положат на верхнюю полку в шкафу и забудут навсегда, - считает урбанист Владимир Злоказов. – Ну, или пропишут какую-нибудь глупость вроде строительства подземных переходов и развязок в городской застройке «для увеличения пропускной способности».
По мнению Злоказова, в Екатеринбурге есть 2-3 проектных института, способных выполнить заказ мэрии. Но не исключено, что конкурс выиграет какая-то федеральная компания, которая занимается подобными разработками по всей стране. Кто станет победителем – узнаем 25 мая.