Многим свердловчанам пришлось проститься с мечтой о европейских побережьях с приходом кризиса. Помогла ли эта ситуация сдвинуться с мёртвой точки уральскому туризму – в материале «АиФ-Урал».
Какие богатства есть у Урала?
По данным областного правительства, за последнее время туристический поток увеличился почти на 10% и составил около 1,5 миллиона человек. В основном гостей привлекают природные богатства, исторические и культурные памятники, которыми регион изобилует. На Среднем Урале есть возможности как для культурно-познавательного, так и для спортивного и экстремального туризма. Однако самыми популярными направлениями остаются деловое, индустриальное и минералогическое. На территории Свердловской и соседних областей располагается 1227 объектов культурного наследия, более 400 музеев и 4 крупных природных парка. По мнению директора Центра развития туризма Свердловской области Эльмиры Тукановой, Урал заманивает путешественников своим историческим прошлым, связанным с освоением земель и с разработкой промышленной сети. «В 17-18 веках именно на Урале проходила крупнейшая уральская выставка. И исторически так сложилось, что ИННОПРОМ проходит именно здесь у нас на Урале, в Екатеринбурге. Это все создает предпосылки для развития внутреннего и въездного туризма», – считает директор Центра.
Сложности в простых вещах
Однако главный фактор, который оставляет Свердловскую область позади туристических регионов-лидеров, – это низкий уровень развития инфраструктуры. В 2014 году на развитие внутреннего туризма был выделен почти миллиард рублей, но почему-то достойное обслуживание туристов нелегко найти и на трассах, где проходят пути туристических экскурсий, и в центре мегаполиса. «Проблемы, с которыми мы сталкиваемся, – это дороги и отсутствие хороших придорожных кафе и гостиниц. Также проблема заключается в том, что многие музеи работают со среды по воскресенье. Туристы приезжают и в понедельник, и во вторник, но в это время сводить приезжих в музеи крайне сложно, потому что они закрыты одномоментно на выходной день», – обрисовал «АиФ-Урал» ситуацию Алексей Чащин, работающий экскурсоводом в туроператоре «Профсервис».
Со всех уголков мира
Зависимость Свердловской области от транспортного сообщения приводит к еще одной проблеме. Даже если учесть тот факт, что Екатеринбург гордится одной из самых крупных железнодорожных сетей и аэропортом с более чем 5-миллионным пассажиропотоком, то проблема логистики все равно актуальна. «Отсутствуют какие-либо логистические программы, которые способствуют развитию внутреннего и въездного туризма. У нас великолепное железнодорожное сообщение с Татарстаном и с другими регионами России, но не всегда бывают прямые авиаперелеты, например, с Самарой или с той же Казанью», – комментирует ситуацию Эльмира Туканова.
Наиболее оживленным в уральском туристическом секторе остается информационное направление – по крайней мере, так заявляют в областном Центре развития туризма. Для формирования положительного мнения нужно большое количество времени и финансовых вложений, особенно на сегодняшний момент, когда геополитическая обстановка остается напряженной. «Это, в первую очередь, распространение информации о туристических объектах по международной аудитории: с последних выставок, различных крупных мероприятий, публикаций в международных СМИ. Чтобы сформировать положительное мнение о России, требуются знания целевой аудитории, – отмечает Туканова. – Например, для Германии – один подход, для Англии – другой, а для Китая и Турции – уже третий и четвертый». Практическим выражением властного подхода стали массовые туристские мероприятия, посвященные продвижению Свердловской области, – международный туристский форум «Большой Урал», туристские выставки «Лето» и «Expotravel».
Как уральский полпред и свердловский губернатор растворялись в потоке | Фотогалерея
Как уральский полпред и свердловский губернатор растворялись в потоке | Фотогалерея
Нет специалистов – нет развития
По мнению исполнительного директора Уральской Ассоциации туризма Михаила Мальцева, причина слабо развитой туристической инфраструктуры кроется в том, что долгое время отсутствовали специалисты в этой сфере, а это значит, что никаких проектов и стратегий, которые бы действительно смогли улучшить положение туристической инфраструктуры, не было. Ко всему прочему, расширение отрасли в большей степени было возложено на плечи частных инвесторов. «В отличие от других областей, где финансовая помощь шла со стороны областного правительства или муниципалитетов, исторически сложилось, что развитие туризма в Свердловской области полностью реализовывалось благодаря коммерческим компаниям, либо коммерческими компаниями совместно с общественными объединениями, – поделился с «АиФ-Урал» Мальцев. – Состояние туризма сегодня крайне слабое, и предстоит много работы. Это произошло, потому что недоставало профильного министерства и специалистов, которые бы занимались этими вопросами. И если сравнивать, например, с Татарстаном или областями Золотого кольца, нет столь ярких брендовых объектов, и даже если есть такие, то необходимо работать над их раскруткой и популяризацией».
Целевая программа в перспективе планирует направить немало сил на решение проблемы дефицита туристических кадров. Одним из способов утоления кадрового голода станет создание центров практического обучения. Молодые специалисты получат необходимый навык, например, в «тренинг-отелях» или «тренинг-ресторанах» при учебных заведениях и предприятиях туристической сферы.
Кроме того, собеседник издания подеркнул необходимость совокупных денежных вливаний. По мнению Михаила Мальцева, с привлечением государственных, областных и региональных денег будут возможны большие структурные изменения в дорожных и электрических сетях, а также в развитии гостиниц и общепита.
Экономика не на руку
В последнее время уральский регион начал заинтересовывать иностранных гостей. Как рассказал «АиФ-Урал» директор природного парка «Оленьи ручьи» Николай Калинкин, из 75 тысяч посетителей в прошлом году более 3 тысяч были иностранцы, а остальные жители Свердловской области, Тюмени, Пермского края, Башкортостана и Челябинской области. Но даже в этой ситуации проблем не удалось избежать. Шаткое экономическое положение негативно повлияло на развитие «Оленьих ручьев». «Некоторые наши партнеры и партнеры министерства природных ресурсов и экологии не способны вписаться в те сметы, которые были разработаны ранее. Соответственно, какие-то работы выполняются с трудом или не выполняются вообще».
Далекие перспективы
В долгосрочной перспективе ожидается, что Свердловская область займет лидирующие позиции, войдя в пятерку регионов с большим туристическим потоком. Уже сегодня созданы программы готовые воплотить это в реальность, но заработают они в лучшем случае к 2017 году. Благодаря Уральской ассоциации туризма один из таких проектов получил жизнь. «Самоцветное кольцо Урала» – это объединение 8 самостоятельных туристических комплексов, которое позволит конкурировать с другими регионами за внимание путешественников.
«Программа «Самоцветное кольцо Урала» единственная в Свердловской области вошла в федеральную целевую программу, – рассказывает исполнительный директор УАТ. – Сейчас в разработке находится целый ряд программ, отдельно по Свердловской области, который коснется минералогического и индустриального туризма, а также объектов вооружения. Тем самым наши гости из соседних областей и сами свердловчане смогут выбирать места по душе». Как рассказал Михаил Мальцев, новые проекты финансируются и создаются совместно с Уральской ассоциацией туризма, с туркомпаниями, которые заинтересованы в развитии, и с руководителями муниципалитетов.