В нашей стране, и на Урале в частности, ощущается постоянный дефицит рабочих специальностей. В учебных заведениях проводят целевые наборы, обладателям умелых рук предлагают зарплаты, кратно перекрывающие офисные. Но нехватка умелых мастеров остается серьезной проблемой. И в то же время есть еще люди, для которых работа руками – это не подневольный труд, а хобби, позволяющее еще и заработать. Подробности читайте на сайте «АиФ-Урал«.
От отца к сыну
Николай Мягкополов начал работать рано, по современным меркам – еще ребенком. Детство он провел в деревне, где помогал отцу строить деревянные дома. Отец Николая был, что называется, мастер на все руки. Из тех, что и дом сами построят из пары бревен, и в кузнечном деле толк знают, и любую кухонную утварь сами сделают. Он и научил сына основам плотницкого труда и привил Николаю любовь к работе руками.
В 14 лет семья перебралась в Свердловск, и Николай, окончивший к тому моменту 8 классов средней школы, пошел работать на фабрику «Спортобувь». Опять же приемственность поколений – его отец в этом же возрасте уже работал помощником кузнеца. Позже молодой человек попробует поступить в художественное училище на специальность «Декоративная резьба» – тягу к работе с деревом он не утратил и в городской среде. Но провалит тестовое задание, заключавшееся в том, чтобы нарисовать кувшин.
«Рисовать не умел и не умею, – улыбается Николай, –просто смотрю на кусок дерева и вижу, что из него надо вырезать, без эскизов».
Потрудившись какое-то время на «Спортобуви», перешел работать в Водоканал. Наступили 90-е годы – пора, когда зарплаты резко сократились, а кое-где и не выплачивались месяцами. Тогда Николай вспомнил плотницкое ремесло. Вместе с коллегой прямо на работе оборудовал себе верстак и занялся резьбой по дереву. Знакомые его мастерство быстро оценили и уговорили представить созданную им резную беседку на одной из городских выставок. После этого мастера заметили, и у него появился стабильный дополнительный заработок, который постепенно перерос в основную работу.
В дереве дупло, в дупле утка, в утке…
Наверное, нет таких изделий из дерева, которые Николай не вырезал бы за свою карьеру. Строил детские площадки в Екатеринбурге по заказу мэрии, украшал ворота криминального авторитета русалками, делал двухметрового деревянного медведя по заказу одного из бизнесменов. Число небольших декоративных фигурок, вышедших из-под его резца, никакому учету не поддается. В рекламу мастер никогда не вкладовался, все заказчики приходили к нему через «сарафанное радио». Потом мастер освоил резьбу по мрамору, стал работать и по этому материалу. Но в приоритете осталось дерево.
На вырученные от заказов деньги Николай с супругой купили частный дом в Алапаевском районе, в деревне Кострома. Сначала у них была дача рядом с Екатеринбургом, но в дом часто залезали воры и хулиганы.
«Я даже надпись на двери делал, – вспоминает Николай, – «Тут ничего нет. Только ничего не ломайте». Бесполезно, все равно лезли».
Новый частный дом Теплополовы купили вдалеке от городов. И тут мастер развернулся на полную. Резьба по дереву для него всегда была скорее любимым делом, чем инструментом заработка. Но развернуться в городской квартире не было возможности. Зато, выйдя на сельский простор, Николай вывел свое творчество на новую орбиту – стал творить то, что хотелось для души. Украсил свой дом резными наличниками, сделал украшение для ворот и ограды. Но территорией своего участка решил не ограничиваться.
И себе, и людям
Еще в советское время он вырезал деревянные иконы. Теперь же стал постоянно помогать в восстановлении храмов Алапаевского района, создавая для них иконостасы и царские врата. В селе Ярославском поставил поклонный крест. Рядом со своим домом поставил макет деревянной часовенки. Но только религиозной тематикой мастер не ограничился– там же поставил деревянный монумент матерям солдат Великой Отечественной войны.
Работы Николая можно встретить и в Верхней Синячихе – в музее деревянного зодчества стоят сделанные им декоративные телеги. А в селе Костино рядом с местным историко-художественным музеем стоят трактор «Сталинец» и легендарный грузовик «полуторка», выполненные Николаем из дерева в натуральную величину.
Его участок сам по себе постепенно стал достопримечательностью – во многом благодаря супруге Татьяне. Женщина, как и муж, отличается трудолюбием и разбила на придомовом участке шикарный сад. А к его украшению привлекла супруга.
«Он, когда для музея в Верхней Синячихе телегу сделал, я говорю: «Мне тоже такая нужна, – улыбается Татьяна. – Цветы на ней красиво смотреться будут».
Кроме телеги в саду четы Теплополовых нашлось место для разнообразных деревянных скульптур, мраморного титана у небольшого искусственного прудика c мостиками. Сад возник почти спонтанно – на придомовом участке на момент приобретения оказалось множество ям, которые весной заполнялись водой. Сначала через ямы сделали простые утилитарные мостики, потом участок и мостики облагородили и превратили их в сад. Теперь к дому Теплополовых в теплое время года иногда привозят экскурсии из окрестных деревень и Алапаевска. А у Николая появились новые заказы – такие же сады он делает для других.
Стамеска, топор да деревянный стол
Мастерской у Николая нет до сих пор – он, как и прежде, творит на деревянном верстаке, который стоит возле дома. Для крупных объектов предпочитает сосну, для небольших фигурок – липу. Инструменты себе он тоже делает сам – те, что сейчас продаются в магазинах, его не устраивают. Говорит: «Сталь не та, дребедень – только для грубой плотницкой работы». Для резьбы мастер предпочитает разные стамески, которые сам изготавливает из напильников. Кроме того, сапожный нож, молоток. Пила и топор для крупных объектов – вот и весь инструментарий.
Часть своих произведений просто раздаривает, часть – продает за небольшие деньги. Зимой больше трудится для души, летом бывает больше частных заказов. Трудится Николай с разной скоростью – если срочный заказ, например, на икону, может справиться за пару дней. А иное творение может ждать своего завершения месяцами – когда руки дойдут.
Последователей у Николая нет. Он пытался сына пристрастить к резьбе по дереву, но тот увлечение отца не разделяет. Учеников Николай тоже не берет.
«Это любой может делать, – говорит мастер. – Главное, чтобы желание было. Захочешь – сделаешь без подсказок. Нет, учить бесполезно».