«Матильда», «Матильда», «Матильда». Имя известной танцовщицы польского происхождения уже которую неделю будоражит умы уральцев и не исчезает из повестки новостей.Кому нужен ажиотаж вокруг картины, и кто страдает от него больше всего – в материале «АиФ-Урал».
Хуже горькой редьки
Почти каждый день, и не по разу, в России, Свердловской области, Екатеринбурге происходит что-то такое, что заставляет нас вновь и вновь возвращаться к обсуждению скандального фильма Алексея Учителя. Который, кстати сказать, почти никто не смотрел, и за художественные качества картины поручиться нельзя. Но повод для обсуждений возникает: будь то «теракт» в «Космосе», очередные угрозы прокатчикам или громкое заявление какой-нибудь VIP-персоны. И почему-то тема не теряет свою актуальность. И если раньше шумиха вокруг фильма подогревала интерес свердловчан к будущему показу, то теперь некоторые говорят: «Не пойду на «Матильду», надоела она хуже горькой редьки».
«Мы сделали заявку на премьерный показ, пригласили Алексея Учителя, но шансов на его приезд мало, поскольку в приоритете у него Москва и Санкт-Петербург, - рассказал «АиФ-Урал» директор кинотеатра Сергей Федяков. – А для обеспечения безопасности есть правоохранительные органы».
Даже пятница, последний рабочий день, не обошлась без ещё не вышедшей кинокартины. В социальных сетях все обсуждали заявление режиссёра фильма «Ложь «Матильды» Сергея Алиева, что, дескать, если «Матильда» появится в кинопрокате, в стране разразится ни больше ни меньше новая Октябрьская революция! И так далее, так далее, так далее. Но в чём причина такого ажиотажа?
Медвежья услуга
«Скандалы, подобные тому, который разразился вокруг «Матильды», происходят из-за беспринципности рынка, а раздуваются они благодаря неимоверно выросшему влиянию прессы, - пояснил «АиФ-Урал» доктор философских наук Александр Перцев. – Ведь фильм никто не смотрел, речь, по сути, идёт о клипе, в нём не может быть никакого содержания. Да, картина, судя по всему, дорогая, богатая, на актёрах мы видим красивые костюмы, деньги освоены, но… Сегодня все обсуждают «Матильду», завтра появится что-то другое. В XIX веке было немыслимо, чтобы девушка в России могла стать прокурором. Сегодня эта девушка, став прокурором, тянет страну обратно в XIX век! Боюсь, что эта история будет развиваться по «правилу параллелограмма»: один хочет одно, второй – другое, но получится третий вариант, который вообще никто не хотел».
«Никакой экономики в ажиотаже вокруг «Матильды», конечно же, нет, - уверен политолог Константин Киселёв. – Я далёк от мысли, что вся эта история была раздута ради больших сборов. В возникшей ситуации проигрывают все: и действующая власть, которая потеряла контроль над ситуацией, и либералы, сторону которых эта власть неожиданно приняла. Но больше всего проиграла православная церковь. Я езжу в общественном транспорте и слышу, как молодёжь сегодня бурно обсуждает скандал с «Матильдой». Многие юноши и девушки настроены крайне антиклерикально, они приходят к выводу, что православие – это плохо. Хотя при ином раскладе могли быть на стороне РПЦ. Получается, что сторонники запрета «Матильды» оказали церкви медвежью услугу».
По словам Киселёва, единственные, кто выигрывает во всей этой истории, - это правые радикалы (ультрарадикальные консерваторы). Они получают политические очки, усиливают своё влияние в обществе, и именно поэтому страсти вокруг «Матильды» будут только накаляться. Более того, они будут возникать в дальнейшем вокруг каких-то других культурных явлений.
Напомним, что против картины Алексея Учителя была развёрнута в России масштабная информационная кампания. Отдельные противники картины, считающие, что он порочит образ Николая Романова, идут на откровенное нарушение закона. Причём происходит это в разных городах страны. В частности, в Екатеринбурге две недели назад житель Ирбита на автомобиле УАЗ протаранил входную группу ККТ «Космос» и устроил поджог. Позже он сознался, что сделал это в знак протеста против фильма.