Примерное время чтения: 8 минут
721

Умерла, но не совсем. Какие уральские легенды любят туристы

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 29. «АиФ-Урал» 20/07/2022

Вокруг многих мест Среднего Урала сложено множество легенд и мифов. Почему они привлекают туристов и как в XIX веке их могут принимать за чистую монету здравомыслящие люди?

Легенда…

Животворящая

В окрестностях посёлка Краснояр Ревдинского района бьёт источник Платониды, обладающий, по мнению многих уральцев, целебными свойствами. Вокруг этого места сложено множество легенд. Самых распространённых две. Согласно одной из версий, Платонида была мусульманкой, но, когда семья захотела выдать её замуж за нелюбимого человека, сбежала из дома и поселилась в старообрядческом скиту, где приняла иноческий постриг. Злобные родственники нашли и убили беглянку, а на месте её гибели появился источник. Согласно другому сказанию, Платонида происходила из старообрядческой семьи. После смерти родителей братья, не желавшие делить с ней наследство, отвезли девушку в лес, надеясь на её гибель. Но она благополучно выжила благодаря чудотворному источнику.

Так или иначе, источник постоянно посещают туристы и паломники (не только старообрядцы, но и православные). А грибники утверждают, что Платонида, явившись в виде туманного сгустка, выводит заблудившихся на верную дорогу.
В книге уральского краеведа Владимира Трусова «Платонида без тайн» она представляется реально живущей женщиной, пострадавшей за приверженность старым церковным обычаям. После 27 лет тюремного заточения уже пожилая женщина ушла жить в леса. А после смерти там же и была похоронена. Что же до целебности источника… Может «виной» тому радон, в изобилии содержащийся в воде?

Пугающая

Над легендой о щелпах, обитающих в природном парке «Оленьи ручьи», туристы смеются. Но тем не менее передают её из уст в уста, втайне надеясь на подтверждение мифа. И порой находящего в свидетельствах очевидцев, утверждающих, что встречали щелпов на своём пути. Говорят: «Страшно, но интересно».

Так вот, щелпы представляются мистическими существами, способными превращаться в животных, людей и даже растения. Якобы в «Оленьих ручьях» они выполняют важную миссию – охраняют заповедный лес от людских бесчинств. Согласно легенде, щелпы обожают проказничать, пугая людей. То начинают водить туристов по кругу, то наполняют лес шумом неизвестного происхождения, а то принимают вид светящегося шара, из которого «материализуются» в нечто более понятное – зверя или птицу, после чего бесследно исчезают.

В последнее время, говорят, щелпы существенно сократили свою активность. То ли туристов в парке стало слишком много, то ли среди них стало больше реалистов, противодействующих щелпам современными средствами навигации.

Загадочная

История посёлка Растесс Карпинского района не менее загадочная, чем история перевала Дятлова. Согласно легенде, однажды в конце 70-х годов жители соседнего поселения (какого – не упоминается) спохватились, что давненько не сталкивались с теми, кто живёт в Растессе. Местные мужики отправились на разведку. Вернулись ни живы ни мертвы, и рассказали, дескать, посёлок пуст, при этом все вещи на своих местах, в том числе мебель, иконы, посуда. А на кладбище – ни одного покойничка, могилы разрыты. Ясень пень, больше в нехорошее место никто не совался, а история эта передавалась из поколения в поколение. Говорят, даже сегодня, когда на месте посёлка сплошь непроходимые заросли, местные жители, впрочем, как и туристы, боятся этого места как огня. Несмотря на то, что…

Доподлинно известно – местные жители, действительно, в конце 60-х годов начали уезжать из Расстеса, а последние люди покинули его в 1976 году. Посёлок, основанный в XVI веке, к этому времени стал, как бы сейчас выразились, депрессивной территорией. Метеостанцию перенесли в другой населённый пункт, золотые и платиновые прииски закрылись, как и магазины и медпункт, даже сельсовет был упразднён. А в 1971 году посёлок и вовсе был исключён из учётных данных как прекративший существование. Кроме того, головной болью жителей посёлка были обитатели колонии-поселения, не гнушавшиеся грабежом домов в Растессе и раскапыванием могил, в которых они искали золото. Так что доля правды в легенде есть.

Печальная

В 1837 году в посёлке Билимбай было решено поставить храм. Роя яму под фундамент, рабочие случайно наткнулись на древнюю могилу. Когда захоронение вскрыли, обнаружили девушку невероятной красоты. Главное, что она лежала, как живая, будто только что заснула. Местные жители, дивясь на это чудо, решили, что это Бака – сестра бая Билима (Белима). Девушка, которой брат подобрал выгодного жениха, имела неосторожность влюбиться в русского офицера – пленника бая Билима – и уговорила его бежать. Далеко беглецы не ушли, их схватили. Офицера казнили, тело его сожгли, а голову выставили на столб на всеобщее обозрение. У этого столба и нашли Баку. Мёртвой.

Посёлок пуст, при этом все вещи на своих местах, в том числе мебель, иконы, посуда. А на кладбище – ни одного покойничка, могилы разрыты.
Спустя как минимум сто лет жители посёлка, обнаружив Баку «не совсем мёртвой», решили, что земля не хочет её принимать. Священник обрызгал тело святой водой, и тут свершилось второе чудо – покойница стала стремительно стареть и превратилась в прах, который развеял ветер. Вещественных доказательств произошедшего не осталось, как, понятное дело, и свидетелей чуда. Так что ответить на вопрос, что здесь правда, а что истина, не может никто. Но те, кто любит всяческие мистические истории, особенно замешанные на большом и светлом чувстве, уверяют – всё правда, от первого до последнего слова.

«…Я сам обманываться рад»

Инна Феоктистова, психолог, психоаналитик:

– Легенды, мифы, предания, сказания – всё это неотъемлемая часть жизни человека начиная с древних времён. Вполне возможно, что слепая вера в сверхъестественное досталась нам от предков, у которых убеждения строились на ощущениях. Иначе как объяснить, что порой у здравомыслящих, образованных людей отключается критическое мышление и они принимают на веру откровенные сказки? Хотя, по большому счёту, ничего предосудительного, а тем более «клинического» в этом нет. Наша жизнь зачастую монотонна, в ней не хватает ярких красок, острых эмоций, поводов для удивления, и мифология восполняет эти пробелы. Или, наоборот, благодаря ей люди уходят в придуманный мир, спасаясь от реальных проблем, тревог, напастей. Почему бы и нет? В разумных  дозировках сказки  необходимы.

А уж как они необходимы сфере туризма! Помню, лет шесть-семь назад Центр развития туризма нашей области объявил конкурс «Мифы и легенды Среднего Урала». Жителям региона предлагалось найти или сочинить (!) всевозможные предания о таинственных местах, памятниках архитектуры и так далее. Сестра-школьница в нём участвовала, сочинив великолепную легенду об уральском великане, живущем в пещере на севере области и забирающем в жертву женщин средних лет. Якобы когда-то он лишился матери, которая заботилась о нём, и пытается найти ей замену. Когда она, много позже, опубликовала эту историю в социальной сети, нашлись люди, которые в подтверждение приводили хронику без вести пропавших женщин.

Так, на самом деле, появляются и те, кто «видел» какие-то явления, подтверждающие тот или иной миф. Человек, настроенный на определённую волну, на то, что он «должен» увидеть, соответствующим образом интерпретирует какой-то звук, что-то увиденное или попросту свои ощущения.

Бродит, мишку ищет 

Артём Перешеин, экскурсовод, автор экскурсии «Городские легенды»: 

Легенды бывают разные. В одних присутствует научная, историческая основа, а другие – чистой воды небылицы. 

Скажем, многие легенды, существующие вокруг усадьбы Расторгуевых-Харитоновых, нашли научно-исследовательское подтверждение, о чём говорится в книге учёного-геофизика, писателя Всеволода Михайловича Слукина «Тайны уральских подземелий». 

Но люди в принципе любят легенды, мифы, предания, вне зависимости от их происхождения, как формат, отличающийся от классической подачи информации. Кроме того, этот формат, безусловно, способствует продвижению туристической составляющей нашего региона. К примеру, если отойти от городских легенд, на Среднем Урале есть богатейшая мансийская мифология, через которую можно знакомить туристов с исчезающим народом манси, живущим на севере области. 

Что же касается городских легенд, то они пользуются неизменной популярностью среди совершенно разных людей. Другое дело, что предпочтения складываются всё же в зависимости от возраста. Скажем, среди школьников хит – легенды о заброшенной больнице скорой медицинской помощи в Зелёной роще, коих множество: о призраке главврача, покончившего с собой, о комнате времени, об экспериментах над пациентами… И о девочке, которая упала в шахту лифта, когда ехала на нём в своё отделение, чтобы забрать в палате забытого плюшевого медвежонка. Якобы до сих пор её дух бродит по больнице в поисках игрушки. А взрослые любят легенды про усадьбу Расторгуевых-Харитоновых и про дом купца Железнова, в котором, по преданию, до сих пор бродит призрак его супруги Марии Ефимовны, внезапно скончавшейся во время спектакля в Оперном театре. По моим наблюдениям, повторюсь, у каждой возрастной категории есть свои излюбленные легенды. 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах