Примерное время чтения: 3 минуты
249

В булочную на такси? Новый закон может поднять стоимость поездок в пять раз

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 14. «АиФ-Урал» 05/04/2023
После изменений правил игры ездить на такси за хлебом станет накладно.
После изменений правил игры ездить на такси за хлебом станет накладно. Коллаж АиФ

«Наши люди в булочную на такси не ездят», – говорила героиня культового советского фильма. Однако, будучи «элитарной» в СССР, уже в нулевые годы эта услуга стала доступна для большинства уральцев.

Правила меняются

Сегодня возможны варианты, когда добраться до нужного места на такси гораздо дешевле, чем на общественном транспорте. Однако в обозримом будущем ситуация может сильно поменяться. С 1 сентября 2023 года в России начнёт дейст­вовать новый закон о такси.

Если вкратце, то он подразумевает создание трёх информационных ресурсов (реестры перевозчиков, такси и служб заказа), а также целый ряд ограничений и запретов. Перед работой водители должны будут проходить медицинский осмотр и технический контроль, со­блюдать режим труда и отдыха. К перевозкам не допустят людей, которых дважды за год лишали прав, у кого есть непогашенная судимость или более трёх неоплаченных штрафов за нарушение ПДД.

С серьёзными проблемами столкнутся «подработчики» (оформление ОСАГО, которое для таксистов стоит в 10–12 раз дороже). Самозанятые смогут таксовать только при условии заключения договора со службой заказа (агрегатором). И это далеко не полный список ново­введений, которым должны будут соответствовать игроки рынка.

Власти отмечают, что конечная цель закона о такси – безопасность пассажиров и ликвидация серого рынка услуг. Силовики называют ситуацию в отрасли «очень сложной» и приветствуют нововведения. По словам представителя област­ной ГИБДД Александра Порубенко, в 2022 году в регионе по вине таксистов произошло 58 ДТП, в которых погибло пять человек, а 82 получили травмы. В 48 случаях у водителей не было разрешения, а в 11 – водительских прав. Одного таксиста даже поймали в состоянии наркотического опьянения.

В 2022 году в регионе по вине таксистов произошло 58 ДТП, в которых погибло пять человек, а 82 получили травмы.
«В Свердловской области в час пик на линию выходят более 100 тысяч водителей, – констатирует член общественного совета по развитию такси в УрФО Владимир Герасименко. – Большая часть рынка принад­лежит нелегальным перевозчикам. Новый закон выведет их из тени, тысячи самозанятых будут работать легально. Четыре процента от сделки они будут отдавать государству».

Тарифы вырастут?

Между тем участники рынка иного мнения. «Стоимость поездки увеличится в 4–5 раз, – уверен руководитель популярной службы заказа такси Максим Шушарин. – Настолько же увеличится время ожидания, а рынок схлопнется примерно на 40%. Мы можем всех водителей заставить проходить тех- и медосмотры, но для них это экономически невыгодно, траты будут превышать их ежедневную выручку. В итоге доступная ныне услуга может, как в эпоху СССР, снова стать «элитарной».

По словам спикера, неукоснительное исполнение закона попросту загубит отрасль. Чтобы самозанятый смог работать с агрегатором, ему понадобится договор. Однако в небольших городах агрегаторов просто нет, и они там никогда не появятся. В результате без легального такси может остаться 2/3 страны. Если перед работой все таксисты пойдут проходить медосмотры, это закончится многочасовыми очередями.

«Сейчас таксистом может стать любой желающий: проходишь регистрацию в приложении и сразу получаешь первый заказ, – рассказывает житель Екатеринбурга Леонид Комолов. – Но с введением закона уже не получится после основной работы потаксовать на бензин, надо оформлять разрешение. Подработчиков станет меньше, а средний ценник на поездку вырастет».

Впрочем, власти полагают, что все эти проблемы решаемы. На данный момент совместно с Минздравом формируется перечень организаций, имеющих право на предрейсовый осмотр водителей.

«Разрешения на работу в такси мы будем выдавать бесплатно (сегодня оно стоит 3 750 рублей), в срок до пяти дней, хотя требования к получателям ужесточатся, – подчеркнул замглавы областного Минтранса Денис Чегаев. – Переход на новую систему потребует времени, но в конце концов рынок стабилизируется, а бизнес будет работать в правовом поле».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах