«Наши люди в булочную на такси не ездят», – говорила героиня культового советского фильма. Однако, будучи «элитарной» в СССР, уже в нулевые годы эта услуга стала доступна для большинства уральцев.
Правила меняются
Сегодня возможны варианты, когда добраться до нужного места на такси гораздо дешевле, чем на общественном транспорте. Однако в обозримом будущем ситуация может сильно поменяться. С 1 сентября 2023 года в России начнёт действовать новый закон о такси.
Если вкратце, то он подразумевает создание трёх информационных ресурсов (реестры перевозчиков, такси и служб заказа), а также целый ряд ограничений и запретов. Перед работой водители должны будут проходить медицинский осмотр и технический контроль, соблюдать режим труда и отдыха. К перевозкам не допустят людей, которых дважды за год лишали прав, у кого есть непогашенная судимость или более трёх неоплаченных штрафов за нарушение ПДД.
С серьёзными проблемами столкнутся «подработчики» (оформление ОСАГО, которое для таксистов стоит в 10–12 раз дороже). Самозанятые смогут таксовать только при условии заключения договора со службой заказа (агрегатором). И это далеко не полный список нововведений, которым должны будут соответствовать игроки рынка.
Власти отмечают, что конечная цель закона о такси – безопасность пассажиров и ликвидация серого рынка услуг. Силовики называют ситуацию в отрасли «очень сложной» и приветствуют нововведения. По словам представителя областной ГИБДД Александра Порубенко, в 2022 году в регионе по вине таксистов произошло 58 ДТП, в которых погибло пять человек, а 82 получили травмы. В 48 случаях у водителей не было разрешения, а в 11 – водительских прав. Одного таксиста даже поймали в состоянии наркотического опьянения.
«В Свердловской области в час пик на линию выходят более 100 тысяч водителей, – констатирует член общественного совета по развитию такси в УрФО Владимир Герасименко. – Большая часть рынка принадлежит нелегальным перевозчикам. Новый закон выведет их из тени, тысячи самозанятых будут работать легально. Четыре процента от сделки они будут отдавать государству».В 2022 году в регионе по вине таксистов произошло 58 ДТП, в которых погибло пять человек, а 82 получили травмы.
Тарифы вырастут?
Между тем участники рынка иного мнения. «Стоимость поездки увеличится в 4–5 раз, – уверен руководитель популярной службы заказа такси Максим Шушарин. – Настолько же увеличится время ожидания, а рынок схлопнется примерно на 40%. Мы можем всех водителей заставить проходить тех- и медосмотры, но для них это экономически невыгодно, траты будут превышать их ежедневную выручку. В итоге доступная ныне услуга может, как в эпоху СССР, снова стать «элитарной».
По словам спикера, неукоснительное исполнение закона попросту загубит отрасль. Чтобы самозанятый смог работать с агрегатором, ему понадобится договор. Однако в небольших городах агрегаторов просто нет, и они там никогда не появятся. В результате без легального такси может остаться 2/3 страны. Если перед работой все таксисты пойдут проходить медосмотры, это закончится многочасовыми очередями.
«Сейчас таксистом может стать любой желающий: проходишь регистрацию в приложении и сразу получаешь первый заказ, – рассказывает житель Екатеринбурга Леонид Комолов. – Но с введением закона уже не получится после основной работы потаксовать на бензин, надо оформлять разрешение. Подработчиков станет меньше, а средний ценник на поездку вырастет».
Впрочем, власти полагают, что все эти проблемы решаемы. На данный момент совместно с Минздравом формируется перечень организаций, имеющих право на предрейсовый осмотр водителей.
«Разрешения на работу в такси мы будем выдавать бесплатно (сегодня оно стоит 3 750 рублей), в срок до пяти дней, хотя требования к получателям ужесточатся, – подчеркнул замглавы областного Минтранса Денис Чегаев. – Переход на новую систему потребует времени, но в конце концов рынок стабилизируется, а бизнес будет работать в правовом поле».