В ДНК новогодней ёлки зашифрована рождественская история. Читаем «шифр» с заведующей редакционно-издательским отделом Свердловской областной библиотеки имени В. Г. Белинского, популяризатором искусства, художником Надеждой Маценко.
«Учинить украшения»
– Надежда, какие особенности празднования Рождества были у уральцев в дореволюционные времена?
– Екатеринбург – особый город, который всегда конкурировал со столицами, в том числе в вопросах эстетики повседневности и культуры быта. Зажиточные горожане посещали Европу, следили за мировыми тенденциями в моде на одежду, мебель, убранство интерьера. Кроме того, Урал всегда имел деловые и культурные связи с Германией. Всё это, безусловно, нашло отражение в традициях празднования Рождества. Состоятельные уральские семьи, подобно столичным, накрывали богатые столы, наносили друг другу визиты, устраивали рождественские приёмы и, конечно же, ставили ёлку.
Напомню, что традицией ставить новогоднее дерево мы обязаны Петру I, который своим указом «О праздновании Нового года» в декабре 1699 года повелевал «учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых», как это делалось в Европе. После смерти императора эта «ёлочная» история надолго забывается, и вновь новогодние ели возвращаются уже в 1830–40-е годы. Именно тогда формируются традиция празднования Рождества, где главный акцент – это детский праздник. Во время Первой мировой войны, когда шла «антинемецкая» кампания, ёлки, как известно, вновь попали в опалу, но не надолго.
Чем традиционно украшали ёлки в середине и конце XIX и начале ХХ века? Начнём с того, что рождественское дерево несло религиозные смыслы. Ёлка, по сути, была частичкой храма в доме. Поэтому непременное украшение ёлки – свечи как символ звёздного неба в ту ночь, когда родился Богочеловек, как символ звезды, освещающей путь волхвов. Вифлеемская звезда к тому же была традиционным навершием рождественской ели.
– Интересно, как на ёлке крепились свечи?
– Да, меня часто об этом спрашивают: «Хотим украсить ёлку свечами, но не знаем как?» На самом деле, всё просто – продавались специальные ёлочные подсвечники для украшения ели многочисленными свечами. К примеру, в рекламном объявлении, размещённом в декабре 1892 году в «Екатеринбургской неделе», можно увидеть предложение: «Подсвечники – от 60 к. (копеек. – Ред.) сотня».
Но в современных коллекциях имеются и европейские ёлочные украшения конца XIX – начала XX века из стекла. Заметьте, европейское стекло благополучно доходило до «далёкого» Урала.
День труда
– Новогоднее дерево ведь и в советское время попадало в опалу?
– Да, с 1929 года советское правительство принимает решение о запрете ёлок как буржуазного, «антисоветского», «поповского» пережитка. Тогда появляются плакаты: «Вместо рождества – организованный день труда!», «Вместо ёлки – лыжи, коньки да горки». Но в 1935 году партийный деятель Павел Постышев выступил за возвращение «ёлочной» традиции, уже, конечно, не рождественской, а светской – новогодней. Сталин инициативу поддержал, и в стране вновь появились украшенные новогодние ёлки. В 1937 году, к примеру, журнал «Крокодил» вышел с новогодней обложкой, на которой были нарисованы новогодняя ель, уходящий год в образе старика и наступающий год в образе ребёнка. Обратите на это внимание! Тема «маленького Нового года» тогда стала активно развиваться, появилась целая серия таких «малышей». Как, впрочем, и просто младенцев в конвертиках, в том числе сделанных из ваты. Понимаете? В ДНК новогодней ёлки зашифрована рождественская история, и ничто не могло это изменить.
– Эти шифры заложены и в ёлочных украшениях?
– Определённо. Вообще, мне интересно сохранение советского наследия, советской мифологии. Причём под мифом я понимаю не сказку и не придумку. В истории человечества множество каких-то ярких, мощных событий, и спустя века до нас доходит мифология этих событий. Самое главное – выводы, которые мы несём дальше. Относительно советского периода сложилось мнение, что в нём было мало интересного, но это ошибочное мнение!
Ватное производство игрушек было налажено во всех областях страны, в Свердловске в том числе, и оно имело очень сложные технологические особенности. По сути, художники были скульпторами. Так что считать ватные игрушки примитивными – большая ошибка.
Что же касается рождественской истории, то она продолжается, например, в электрических гирляндах, которые пришли на советскую ёлку взамен «огнеопасных» свечей. В ёлочных игрушках, обильно декорированных фосфором. Понимаете? Свет в любом его проявлении присутствовал и в новогодних украшениях. А огромный животный мир, перешедший с рождественской ёлки на новогоднюю! А фрукты, в том числе яблоки! Это же продолжение «райской истории». А тончайшей работы гроздья винограда помните? Это ведь символ виноделия, а в конечном итоге евхаристии.
Кстати, первые советские стеклянные игрушки копировали дореволюционные образцы, что объясняется просто, – живы ещё были те мастера. До нашего времени дошли прекрасные образцы советского стекла. В том числе грибы. Почему они появились на советской ёлке? Оказывается, у немцев мухомор – это гриб, приносящий счастье. И эти «уши» торчат из советской игрушки!
– А цветы в корзинках? Наверное, такая ёлочная игрушка была в каждой советской семье. Но с чего ради вдруг цветы среди зимы?
– Дело в том, что в шикарных домах до революции в зале (моя бабушка, кстати, центральную комнату в квартире тоже называла «зала») особым шиком было поставить живые цветы в декабре-январе. И это нашло отражение в советской игрушке.
Вот, к слову, всевозможные новогодние флажки тоже были в каждом доме. Помните, мы их вырезали, клеили, развешивали повсюду? На одной из новогодних открыток времён СССР можно увидеть на ёлке флаги системы подачи сигналов на морском флоте. То есть ёлка выступала как образовательное, просветительское «пособие»! Но, возвращаясь к рождественской истории, флажок – это образ хоругвей. То есть и здесь имеется религиозный подтекст.
Жемчужина коллекции
– Ёлочные игрушки, насколько я помню, в разряд дефицита не входили. Так ведь?
– Советская плановая экономика ставила задачу снабдить население должным количеством ёлочных игрушек должного качества. И все предприятия, которые могли в этом поучаствовать, участвовали. Пример тому – медный дождик, который есть в моей коллекции. Помните, мы с вами в прошлом году говорили об этом уникальном украшении? Так вот, на меня вышла в соцсети маркетолог завода «Псковкабель», где производился этот дождик. И мы с ней раскрутили эту историю. К сожалению, у них в архивах не сохранилось образцов медного дождика и упоминаний о его производстве. Но информация о месте его производства – на упаковке дождика, которая сохранилась. Скромная, кстати, упаковка – обычная «колбасная» упаковочная бумага, дизайн в две невыразительные краски. Медный дождик – одна из жемчужин моей коллекции!
Ёлочные игрушки времён СССР, уверена, сохранились во многих семьях. Храните их, это абсолютные сокровища! И это наша история.