Доля автобиографичности
Ольга Маслова, «АиФ-Урал»: – Андрей Игоревич, как Василий Сигарев познакомился с вашим рассказом «Пол партии»?
Андрей Ильенков: – Этот рассказ Василию я давал очень давно. Прошло много лет, прежде чем он взялся за него. А потом он вдруг прочитал, позвонил мне и сказал: «Это же здорово!» О съемках же кино вообще заявил спустя пару лет. Это было довольно внезапно. Сам рассказ впервые был опубликован в моей книге «Несгибаемая рота, или Сны полка», которая была издана еще в 2007 году, а написана еще раньше, в 2002-м.
– Когда вы создавали это произведение, наверняка не было мыслей, что рассказ может стать некой основой сценария для фильма?
– Нет, вообще не мог. В принципе, я всегда пишу себе и пишу – и прозу, и стихи, никогда не представляя для этих текстов каких-то продолжений в другом формате. Вообще же в этом рассказе есть некая доля автобиографичности – я в своей жизни успел немного поработать в маленьком коммерческом киоске, совсем недолго, не больше полугода, и мне показалось, что тут есть о чем написать. Рассказ вышел небольшой. Кстати, для фильма, для съемок, был восстановлен примерно такой же киоск, ну прямо как когда-то в 90-х!
– Мне кажется, что причина, по которой Сигарев заинтересовался вашим рассказом, вполне логична: он описывает не что-то далекое и непонятное, как, скажем, жизнь богачей или супергероев, а простые, близкие многим жизненные ситуации, возникающие в соседнем дворе.
– Наверное, логично, хотя мне кажется, что у меня были и другие рассказы, которые могли ему приглянуться в качестве основы ленты. На самом деле рассказ «Пол партии» – не «экстремальный», он достаточно мягкий. Были и более острые произведения, но Сигарев, видимо, подумал, что этот сюжет будет лучше смотреться в кино.
С места в карьер
– А как вы попали на главную роль?
– Сигарев мне сказал сразу: «Ты будешь играть!» Я буду играть? Я не играл никогда! Вася же ответил, что это не важно. Поначалу, как соавтор, я, безусловно, должен был присутствовать, а вот насчет актера – я долгое время в это не верил. Я его предупреждал несколько раз, говорил, чтобы он хорошо подумал, может, какого-то дублера еще нанял, потому что я не умею этого делать, совершенно не умею! Но он точно для себя решил, что в главной роли выступлю именно я, и вроде бы сейчас, в ходе съемок, он доволен. Видимо, он прикинул какие-то свои киношные дела, в которых я несведущ, и понял: все будет нормально. Причем никакого, даже небольшого, прослушивания не было – сразу с места в карьер.
– Как чувствуете себя на съемочной площадке?
– Я себя, конечно, странно чувствую, опыта ведь никакого в этом нет. Но при этом мне совершенно спокойно. Вася обещал, что за час я привыкну к камере, а я привык сразу – мне не нужен был этот час. Изначально он мне говорил: «Я тебя достану дублями!» – но и дубли эти не напрягают, они отнимают время, это да, но не напрягают. Хоть я человек и не медийный, все равно ощущаю себя более-менее комфортно. Правда, было холодно во время съемок, но что делать, погода такая. И если в настоящих киосках хотя бы можно обогреватели включать, то тут, когда начинает работать камера, нужно выключать все! Поэтому немного поморозились.
– Расскажите, а как Василий Сигарев ведет себя на площадке? Может, слишком жесткий с актерами или, наоборот, очень понимающий друг?
– Я бы ни про жесткое поведение, ни про друга не сказал. Он делает то, что надо делать. Если кто-то что-то начинает перечить, возражать или если у кого-то что-то не получается – в этом плане Василий ведет себя очень по-деловому. У него хоть и нет специального образования, но он знает, как лучше для кино. Мне кажется, он очень хорошо себя ведет по отношению ко всей съемочной группе, и к актерам в том числе. Василий никогда не орет, всегда очень спокойно разговаривает, и это многим помогает.
– Литература и кино – достаточно разные вещи, и все понимают, что книгу невозможно полностью переложить на экран. Наверняка и ваш рассказ подвергся изменениям в ходе написания сценария. Не было в этом плане разногласий?
– Терок не было никаких. Просто он взял несколько моих рассказов, помимо произведения «Пол партии», и теперь создает фильм по мотивам этих произведений. Часть сценария писал он, часть я, писали разные сюжетные линии независимо друг от друга. Но моя часть – это скорее была инсценировка. Я поэтому считаю, что главным образом это его работа, моя же главная задача была написать сам рассказ. Я и написал, было это давно. Ему понравилось – ну и прекрасно!
«Будет много смешного»
– Использование нескольких рассказов подразумевает деление фильма на новеллы? Или они были объединены в один сюжет?
– Василий объединил эти рассказы, и там нет новелл. Есть две сюжетные линии: одна – моя, другая вроде бы как его, совершенно оригинальная. Пока я даже не знаю, как это выглядит. Даже не знаю, сколько меня в этом фильме. Может, он на монтаже сделает все совсем по-другому, чем мы наснимали.
– Ваш рассказ заканчивается без всякой роковой любви к встреченной женщине, что обещано по фильму. Кого же все-таки сыграет Яна Троянова?
– Во-первых, это пока секрет! А во-вторых, смысл не в том, что мы встретимся или не встретимся, а в том, что я ее жду все это время. Мало того, что я ее жду, – мало ли кто ждет знакомую женщину, – я ее никогда не видел! Я даже не знаю, сколько ей лет, 18 или 58 – неизвестно. Какая-то должна прийти женщина, и я ее очень жду. Может, Василию именно это и понравилось, эта идея.
– Фильмы Сигарева, как это у нас принято, считаются «чернушными», а сейчас все обсуждают новость, что он принялся снимать комедию. Что это все-таки будет за комедия? И комедия ли вообще?
– Если говорить о творчестве Сигарева в целом (я смотрел все его фильмы), там были сцены очень смешные. У режиссера огромное чувство юмора. И до этого во всех его картинах уже было множество смешных моментов, но зрители не заметили – они были так напуганы увиденным, что все прошло мимо. В случае с лентой «Занимательная этология» точно так же – там много смешного. Стоит отметить, что фильмы «Волчок» и «Жить» сам Василий никак жанрово не определял, а тут несколько раз говорил о комедии. Теперь все ждут: а что же там будет такое забавное? Но я боюсь, как бы не получилось, как в прошлый раз.
Смотрите также:
- Директор кинотеатра «Салют» Сергей Федяков - о фильмах без Героев →
- Уральский режиссер ищет цветок на пепелище →
- Охотник за реальностью →