Познакомить страну со страной – в этом видит свою задачу режиссёр документального кино Андрей Титов.
Долго запрягаем
Рада Боженко, «АиФ-Урал»: Андрей, работа над фильмами «Руками и сердцем»* и «Чрезвычайные будни» повлияла на ваше отношение к медицине?
Андрей Титов: Конечно, когда встречаешься с примерами настоящего подвижничества, самопожертвования, приходит ощущение, что не всё пропало и крепок запал. Осознаёшь, что мы являемся носителями того гена, который был в этих героях. Женщины, готовые работать без сна по трое суток, плачущие над каждым погибшим… Это такая мощная прививка. Все сегодняшние проблемы, сетования уже не кажутся столь актуальными в сравнении с тем, что пережило то поколение.
– Этот ген передаётся «по наследству»? Почему спрашиваю… Сегодня только ленивый не критикует нашу медицину.
Снимал я фильм о сельской медицине, вот там вообще ощущение полного забвения и вяло текущей катастрофы. На прямой линии с Путиным как раз поднимался вопрос об этом, прозвучало, что более двухсот фельдшерско-акушерских пунктов было закрыто. Президент сказал, что за десять километров ехать рожать уже негоже, а я-то столкнулся со случаем, когда за 60 километров из деревни Платоново до райцентра Шали нужно ехать, чтобы кровь из пальчика взяли. А если УЗИ делать, то ещё плюс 120 километров до Первоуральска.
В этой связи я вижу задачу документалистики – знакомить страну со страной. Почему мы должны о вопиющем факте – закрытии 426 сельских школ – узнавать из прямой линии с президентом? Но эти темы рейтинговыми для центральных телевизионных каналов не являются.
Многорукий Шива
– В чём разница задачи, стоящей между документалистами и журналистами?
– Она только в способах работы и способах подачи материала. Журналисты – это стайеры, им нужно быстрее донести информацию. Документалисты же марафонцы, которые могут размерить своё дыхание на долгий период и даже что-то попытаться осмыслить. Документалисты не «обречены» на рейтинг, они могут браться за темы, которые важны в долгом понимании. Это та же сельская медицина, те же деревенские «чудики», подвижники, люди труда. Словом темы, посвящённые неброской будничной пахоте. Если же посмотреть центральные каналы, возникает ощущение, что в российской жизни две составляющие. Первая – Киркоров со Зверевым, условно говоря, меряются у кого ногти «напедикюренней». Вторая – всё село на программе Малахова выясняет, от кого забеременела 12-летняя барышня. Другой жизни на телевидении почти не существует.
А настоящая жизнь – в тех умельцах, которые строят зачем-то в своём селе канатные дороги. Она в авиаконструкторах, которые работают над усовершенствованием уже списанных АНов, в тех самых врачах Центра медицины катастроф, которые спасают жизни, несмотря на все секвестры и оптимизации. Вот в чём настоящая жизнь. И в ней долгосрочный интерес и документалиста, и всей нашей страны.
– Андрей, вы как-то сказали, что хотите снять фильм о любви и счастье, а всякий раз получается плач по России. Помимо воли так получается?
– Задачи просто поплакаться я перед собой никогда не ставил. Более того, в любом герое вижу толику оптимизма, благодаря чему любая проблема становится шелухой. Ни в коем случае нельзя занимать страусиную позицию, глядя на то, в какое нищенство преимущественно погружена российская глубинка. Но и аутотренинг ёжика – «всё плохо, плохо, плохо» – тоже не нужен. От этого никому лучше не будет. Важно понять фон, но и не менее важно увидеть пробивающийся на пепелище цветочек.
– Фильм «Руками и сердцем» – готовый материал для урока истории. Уверена, отечественным документалистам есть что предложить и для других уроков. Почему эти фильмы не доходят до широкого зрителя?
– Если государство представить как организм, то одна его рука часто не ведает, что делает другая. А иногда может и побивать. Государство в лице Минкульта (одна рука) выделило деньги на документальный фильм и говорит государству в лице телевидения (другой руке): «Возьми». Но эта рука отмахивается: «Окстись, на фиг, на фиг». Другой пример. Есть запрос от школ на создание позитивного образа учителя. Одна рука говорит другой: «Сделай, а то ведь учителя укатаны, укокошены, хочется чего-то радостного хотя бы на экране». А вторая рука берёт и делает фильм «Училка», в котором измотанный, затравленный педагог захватывает класс в заложники.
Или, с одной стороны, Минкульт заинтересован, чтобы детей вывозить в музеи, театры. С другой – какая-то целенаправленная программа отсутствует, и если что-то происходит, то исключительно благодаря энтузиастам-учителям. Словом, кажется, что у Шивы отсутствует мозжечок, который бы руку с рукой познакомил и подружил. Нет ощущения цельного, комплексного понимания. Каждый в одиночку заботится о стране, каждый в одиночку патриот. Вот в чём проблема.
*«Руками и сердцем» – документальный фильм о работе медиков в годы Великой Отечественной войны. «Чрезвычайные будни» – документальный фильм из цикла «Медицина сердца».