Примерное время чтения: 6 минут
417

Директор кинотеатра «Салют» Сергей Федяков - о фильмах без Героев

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 8. «АиФ-Урал» 24/02/2016

В гостях у «АиФ-Урал» – директор одного из старейших кинотеатров в Екатеринбурге Сергей Федяков.

Креативная экономика

Кристина Шабунина, «АиФ-Урал»: Сергей Валентинович, задумка неплохая – посвятить 2016 год кино. Но каким будет результат?

Сергей Федяков: Мы – оптимисты, а потому хочется верить в пользу от проведения Года кино. Хорошо, что в такие непростые для страны времена выделяются деньги. Кино сегодня как никогда нуждается в поддержке. Россия всегда отличалась особой культурой. И если экономика нашей страны переживает не лучшие времена, то, может, стоит переориентироваться? Чиновники начали говорить о креативной экономике, и меня это радует. В мировом пространстве, где есть рынок креативных продуктов – кино, театр, произведения искусства, – российский человек всегда был самым сильным. Любая дотация государства в эту отрасль – полезна. Надо использовать самые разные способы, чтобы продавать русскую культуру. В Европе, к примеру, это четверть, если не треть всей экономики.

Вспомним русский балет Дягилева, гремевший на весь мир. Ведь это был проект, заказанный и поддержанный государством. После Первой мировой войны российскому государству нужны были кредиты для развития экономики, а для того, чтобы их выдали мировые банки, страна нуждалась в правильном имидже. Прошёл уже целый век, но в мире по сей день говорят о русском балете.

– По истечении столетия картина в стране несколько иная. Наше кино – исключительно российский продукт, снимается в России и для россиян. Как изменить ситуацию?

Досье
Сергей Федяков. Родился в Красноуфимске в 1971 году. Служил в армии в погранвойсках. Окончил исторический факультет Уральского госуниверситета. Работал в администрации Екатеринбурга и на ГТРК «Урал». С 2007 года – директор ЕМУП «Кинотеатр «Салют».
– Что бы ни происходило сегодня во внешней политике, есть один только путь – на открытость. Наша задача – правильно встроиться в мировую экономику, используя свои интеллектуальные ресурсы. А они у нас, я считаю, очень богатые. И российское может стать международным. Если это хороший фильм, никакие санкции, никакие преграды, уверяю вас, не будут приняты против него.

– Что нам мешает продавать креативные продукты сегодня?

– У нас же никто не умеет продавать. Нам нельзя было продавать долгое время, нас за это и пристыдить могли. Торговать – красиво и правильно – это по-прежнему чуть ли не преступление в сознании многих. Гениальных продюсеров надо выращивать. Это штучный товар сегодня.

Между тем, повторюсь, будущее – за культурными продуктами. Здесь мы ещё не проиграли битву. Мы уже никогда свой Apple не изобретём, но культурные проекты – они есть, и надо только правильно предложить их миру. Монетизировать, условно говоря. В этом суть креативной экономики.

От телевизора не оторвать

– Вот мы с вами говорим о коммерческой стороне вопроса. А воспитательную функцию кино должно выполнять? Воспитывать вкус надо?

– Воспитательный аспект в культуре очень важен. Ребёнка не примут в детсад без медицинских прививок, но ведь и нравственные прививки необходимы! Это некий репертуар фильмов, обязательных к просмотру, книги, которые следует прочесть. Получить эти прививки можно только в семье. Всё остальное – школа, институт, кинотеатры – это только инструменты. Если человек не получил этих нравственных прививок своевременно, боюсь, мы его потеряли.

Мне нравится фраза: «В мультиплексах кино все ещё продолжало приносить деньги, но уже не трогало сердце и душу. Так же, как и новости». Сегодня столько всего! И всё это потребляется и потребляется. А того, что трогает, способствует развитию способностей мыслительных и душевных, всё меньше. Поэтому в нашем кино­театре мы стараемся ставить помимо коммерческого репертуара что-то особенное, интересное, что заставит людей иначе взглянуть на вещи вокруг.

С главной задачей – оторвать людей от телевизора, – нам уже не справиться никогда. Люди живут в «ящике», для них события внешние зачастую важнее тех, что происходят здесь, под боком. Нам надо заниматься выращиванием российского гражданина, причём на примерах, которые рядом. Увы, но фильмов, которые должны воспитывать, – их очень мало.

– А что главное сегодня?

– Я считаю, что главное всегда – это смысл и ценности. Если этого нет, то не нужны такие атрибуты, как богатство, дорогие машины и прочее. Они не вечны и быстро теряют свою цену. А мы, наоборот, увлечены этим. Задача культуры, государства – сформировать ценности. Сегодня вот мне ещё никто не сказал, и я не могу транслировать это своим детям, на кого они должны быть похожи. Может, это и примитивно, но, когда я жил в коммунистическое время, я точно знал, какие у меня примеры и на кого следует равняться.

– Героев нет, зато списки – что стоит прочесть или посмотреть, регулярно появляются на просторах Рунета. Они могут стать руководством к действию?

– Я думаю, могут. Если раньше правду скрывали, то сегодня информации столько, что уже не разберёшь, где она, правда, где белое, а где чёрное. Сориентировать людей – наверное, это правильно. Но опять же – кому верить? Я задам вопрос в газету. Кому сегодня можно доверить стать губернатором или мэром? Если люди соседу не верят, если у нас деловые взаимоотношения только через договоры идут… Вопрос доверия потерялся, а мы по-прежнему пытаемся избирать власть через доверие. Ну, о чём мы говорим? Нельзя в наше время кому-то поверить. Настолько всё размыли, столько цинизма вложили в эти понятия, не осознавая при этом, какую вырыли яму.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах