Заводы - художникам!

Фото: АиФ-Урал

Екатеринбург может похвастаться не только экономическими и промышленными подвигами. Наравне с этими титанами прогресса не отстает и тот, который отвечает за культурное развитие. Уральская биеннале не просто художественный проект - это искусство, отражающее суть региона.

   
   

Первый опыт

Несмотря на то, что уральская биеннале уникальна своей промышленной тематикой, ее возраст по сравнению с другими мировыми проектами очень мал. Например, самая первая в истории, Венецианская, проходит с 1893 года и является одним из самых известных форумов мирового искусства. Для нас подобный художественный проект, проходящий раз в два года, является важным ресурсом развития территории региона.

Первая уральская биеннале состоялась в 2010 году и собрала на своих площадках 60 тысяч человек. Екатеринбуржцы и гости города измерили шагами 40 тысяч кв. метров - заводские цеха, где разместились картины на железных шкафах, полузаброшенное помещение старой типографии, разглядывая предметы, казалось, далекие от традиционного понятия об искусстве. Тогда, два года назад в программе было задействовано шесть промышленных площадок.

Вот на бетонном полу в центре помещения выросла кирпичная стена, между блоков которой замурованы деньги, а на деревянной полке поселился человеческий череп, инкрустированный крупными стразами. Возможно, первая биеннале стала серьезным опытом знакомства уральского зрителя с современным искусством, завязанным на специфике родного края.

- Для меня самый главный результат от первой биеннале, - рассказывает директор Уральского филиала Государственного центра современного искусства Алиса Прудникова, - прежде всего то, что люди оказались неравнодушны. Было море обсуждений, вызвавших много негатива и даже агрессивную реакцию со стороны зрителя, но это прекрасно. Ведь главная задача проекта - провоцировать и будоражить дискуссионное поле, потому что для нашего региона, к сожалению, такое мероприятие не является повседневным пластом жизни.

Из-за банального непонимания на организаторов свалились негодующие отзывы посетителей выставок - на форумах и в блогах писали о том, что это не искусство, а цирк и клоунада.

   
   

Расширить горизонты

Сейчас вторая биеннале создается в диалоге с идеями, заявленными на первой: возвращение промышленных пространств на культурную карту города, проблематика индустриального и постиндустриального, но главный упор все же будет направлен на связку «производство - применение». Места, где расположаться выставочные площадки пока неизвестны, но уже можно говорить о нововведениях. Например, одними из важных станут арт-резиденции, созданные в разных городах на основе главных предприятий, где будут творить художники. Чтобы увидеть это индустриальное великолепие, не придется ехать за сотни километров - части объектов появятся в Екатеринбурге.

Все это позволит не только лучше понять современные процессы в искусстве, но и обозначить Екатеринбург на огромной карте арт-мира, напомнить о себе, показать, что мы тоже существуем и развиваемся.

Кстати:

Биеннале города-побратима уральской столицы Сан-Хосе, который располагается в штате Калифорния, США, также имеет уклон в промышленность, но совсем другого плана - постиндустриального. Акцент множества выставочных проектов направлен на высокие информационные технологии.

Смотрите также: