Можно все
Программа «Мастерская» стартовала еще летом этого года. В УФ ГЦСИ молодым художникам бесплатно предоставлялись залы под рабочее пространство. Результатом программы и стала итоговая выставка с одноименным названием. За время проекта в мастерской работало шесть художников – три человека, которые занимаются стрит-артом, и трое работающих с холстом, маслом или занимающихся графикой. Заявок на участие в проекте было достаточно, кому-то даже пришлось отказывать – например, людям, желавшим использовать помещения в коммерческих целях. Заявка приходила даже из далекого Санкт-Петербурга, но организаторы не смогли предоставить гостям жилье – только рабочее место, поэтому пришлось отказать.
Вместе с художником Владимиром Селезневым, который согласился провести индивидуальную экскурсию, мы поднимаемся на второй этаж. Выставка начинается с достаточно необычной инсталляции «Всякий текст, не побуждающий к действию, бесполезен», которая выдолблена в стене здания до самых кирпичей. На мой вопрос: «Вы и такое делать художникам позволяете?» – Владимир ответил, что на данный момент здание находится в ожидании ремонта, поэтому сейчас можно все. Да и не будь эта фраза выломана, смысла бы от нее не осталось ни грамма. «Это вещи, которые должны быть настоящими, должны работать в этой технике, которую художник задумывал», – добавляет Владимир.
В следующем зале нас встречают подвальные пейзажи Ивана Снигирева «Неучтенные пространства».
– Художник в своей живописи заостряет внимание на вещах, которые обычно не становятся объектами для живописи. И сами предметы, попадающие в поле зрения автора, выглядят как цветовые пятна. Так как многие вещи, изображенные на полотне, навеяны зданием УФ ГЦСИ, художник решил подогнать их специально под это место и дополнить его объектами, вписанными в среду. В данном пространстве эти предметы воспринимаются очень реалистично.
Настоящие художники
Трубам и металлических вентилям противопоставлена серия картин Юлии Климовских. На полотнах изображена сама художница и ее подруги в обнаженном виде. Фигуры замкнуты и стиснуты в пространстве вертикально вытянутого холста. Портреты отсылают нас к экспрессионистам, выражая напряжение и концентрацию на внутренних эмоциональных нюансах. По словам моего экскурсовода, каких-то ярких возмущений по поводу обнаженки на стене не было. Правда, кто-то не удержал в себе эмоций и написал негативный отзыв в журнале выставки.
После светлого зала мы попадаем в большую темную комнату за черной тканью, где расположился настоящий аттракцион будущего. Интерактивная инсталляция «Куклон» Дениса Перевалова и Игоря Татарникова пользуется большой популярностью у юных посетителей выставки. Прямо на стене перед нами возникают два забавных персонажа из веточек и листиков, которые повторяют за нами абсолютно все движения. А выполняя определенные телодвижения, можно заставить этих жителей параллельного мира летать и даже стрелять в противника.
Среди участников выставки чуть ли не каждый – из Нижнего Тагила.
– Я сам приехал в Екатеринбург из этого города, – говорит Владимир. – Считаю, что нижнетагильский худграф – это единственное место, где готовят настоящих художников именно на Урале, то есть не дизайнеров и архитекторов, а художников, которые становятся художниками и не уходят в другие сферы. Мне очень комфортно работать с такими людьми, потому что они уже себя посвятили этому делу сознательно.
Беседа довела нас до следующего экспоната – серии картин Виктора Корьякина «Шоппинг». Изображения полны истерией потребления, которая на сегодняшний день вышла за все мыслимые пределы. Сейчас это особенно актуально – все эти ночи распродаж делают из людей зомби, которые паломничают от одного торгового центра к другому и хватают все что попадется. Сам автор считает, что ставшее привычным слово «шоппинг» незаметно вошло в наш язык и становится метафорой современного общества, сконцентрированного на потреблении. Что уж лукавить, даже я могу узнать себя среди этих искаженных лиц.
«Ура Урал!»
В следующем зале представлены работы самого Владимира Селезнева.
– Серия называется «Ура Урал!». Образ возник у меня из любопытной информации: один из основоположников сюрреализма Луи Арагон в 30-е годы приезжал к нам и, вернувшись во Францию, выпустил книгу «Ура Урал!», но на русский язык ее так и не перевели. Что в ней написано, абсолютно непонятно. Я решил художественно домыслить это издание, а именно проиллюстрировать образами. Здесь представлено только четыре работы, на самом деле их больше – накопилось уже десять штук, – сказал В. Селезнев.
В конце экскурсии я не удержалась и задала Владимиру два вопроса, которые давно интересуют меня – как человека, сложно воспринимающего объекты современного искусства.
– Как отличить современное искусство от надуманных концепций?
– Глядя на определенные работы, сразу видно, что человек не просто рисует, но ему еще и нужно это делать, он высказывается. А есть люди, которые, выдумав какой-то нехитрый или, наоборот, очень хитрый концепт, делают громадье, совершают какие-то действия. В таких случаях сразу видно: такая деятельность не работает ни с концептом, ни без него. Это все очень субъективно и держится на тонкой грани. Чтобы человек мог грамотно отличать два этих вида, у него должна быть насмотренность – он должен знать жанры, техники, виды искусства, разбираться в этом и составлять свое собственное мнение.
– А что делать с непосвященной публикой, которая желает вникнуть, но не может понять?
– У нас, например, есть специальные люди, которые находятся на выставке, и у них можно все спросить, они разъяснят. Человек должен быть просто любопытным. Мне кажется, это зависит и от самого человека, даже в большей степени именно от него и от желания. На прошлой индустриальной биеннале была гениальная вещь, которая, на мой взгляд, объясняла вообще все, и современное искусство в частности. Это видео с тайскими крестьянами, перед которыми выставляли разные картины, – и тут же приводились их высказывания на тему изображения. Сразу становится понятно, как искусство общается со зрителем. Если человек абсолютно не в контексте, он, естественно, не может ничего понять, выдает глупые догадки. Это говорит о том, что зритель должен проникать в современное искусство, а не делать поспешные выводы. Современное искусство – это труд не только для художника, но и для зрителя.