«Жизнь постоянно подбрасывает темы. Одна из последних - женщина сфотографировалась в купальнике. За этим последовало: «Уволить!» Вот где клоунада!» - говорит заслуженный артист России Борис Оскотский (клоун Бо).
«Клоун, что ли?»
Рада Боженко, «АиФ-Урал»: Борис Михайлович, раньше считалось, что клоунада – один из самых сложных цирковых жанров, поскольку она аккумулирует в себе навыки иллюзионистов, жонглёров, эквилибристов и так далее. Современные клоуны эту «традицию» продолжают?
Но со временем ситуация меняется. Раньше, когда я был молодым человеком, в цирковое училище было невозможно попасть, конкурс доходил до двухсот человек на место. И очень трепетно относились к тем, кто пришёл учиться на клоуна. Более того, возрастные рамки на эту специальность были расширены, абитуриенту могло быть и 27 лет, например. Это верный подход, поскольку клоун, чтобы что-то рассказать зрителю, должен иметь определённый жизненный опыт. А если ты только что школу окончил, о чём ты можешь рассказать, где темы-то «шкрябать»? Сейчас же ситуация в училище поменялась, педагоги рассказывают, что собирается от силы два-три человека на место.
- Чем это объясняется?
- Отсутствием интереса к цирку в целом, которое подогревается сформированным в обществе отношением к этому виду искусства. Чего только стоят негативные фразы в современном обиходе: «Что вы мне тут цирк устраиваете?», «Собрались в думе клоуны!», «А я что, клоун, что ли?» Казалось бы, прямого отношения к цирку они не имеют, но… капает, капает.
Да, клоунов становится всё меньше, но, с другой стороны, у нас в стране лётчиков в авиакомпаниях не хватает, врачей в регионах… То ли время, чтобы клоунов в промышленных объёмах выпускать?
Сейчас расскажу удивительную историю. Я уже 13 лет летом езжу в Китай с программой, так вот, в китайском цирке нет клоунов. Они добились невероятных достижений в разных областях, а «зацепить», что такое клоунада, не могут. У них есть очень большие цирки, тысяч на десять мест, и они там пытаются воспроизвести нашу репризу. Но у нас её два человека делают, а у них сразу человек двадцать – с ума можно сойти! И идея репризы теряется. Не схватывают они её, и всё тут. И в то же время это замечательные, добрые, участливые, трудолюбивые люди.
Куда это с тазиком?
- Вы сказали, что клоуну нужно что-то рассказать зрителю. Но в общепринятом представлении его задача - рассмешить.
- Это узкое понимание. Можно вообще не смешить, а тронуть человека. Можно смешить, а зритель заплакал. Или засмеялся, заплакал, а потом опять засмеялся – это вообще силища! Всё зависит от клоуна, от его миропонимания, от его цели. И от времени тоже. Многие репризы сегодня практически невозможно повторить. Смотрите, были известные клоуны: Карандаш, Попов, Никулин… Их репризы никто не повторяет. Почему? Потому что вместе с этими людьми ушли сами темы. Простой пример. У Карандаша была реприза со статуей «В парке». Она начинается с того, что он идёт по парку с тазом и веником. Как только он появлялся, зритель понимал: это пятница, банный день, он возвращается домой, помывшись. Сегодня это бы «не прочиталось», реальность изменилась.
Или взять Чаплина – уникальный артист, который шёл в ногу со временем. Форд внедрил первый в мире конвейер, а Чаплин уже делает «работу на конвейере»; появляется первый эскалатор, а у Чаплина уже с ним готов номер. Но сегодня эти сценки «не читаются».
- А что «читается»?
- Я придумал номер, который совершенно точно был бы «считан». Один человек ест деньги: жадно запихивает их в рот и ест, ест, ест. И раздувается от слопанного. В конце концов ему становится плохо, его уносят на носилках, а с них деньги сыплются, сыплются и сыплются. Но я не буду делать этот номер о ненасытности, жаль на него время тратить, эти репризы мы и так постоянно наблюдаем в жизни.
Жизнь вообще постоянно подбрасывает темы. Одна из последних (все об этом знают) - женщина сфотографировалась в купальнике. За этим последовало: «Уволить!» Вот где клоунада! Другое дело, что это темы-однодневки. Сегодня её сделаешь – зацепил зрителя, а пройдёт год, другой, и интерес к ней будет утрачен. Но есть вечные, вневременные, темы: любовь, дети…
Приходится ведь ещё учитывать время, которое тратится на постановку номера. У меня есть реприза с собачкой, которая слопала связку сосисок. Знаете, сколько лет понадобилось, чтобы «научить» её съедать сосиски? Десять! Никак не мог придумать, как технически это сделать. И батарейки в Японии покупал, и систему менял так и этак, прежде чем однажды ночью осенило.
Неловкое положение
- Есть ли табу на какие-то шутки?
- Для меня существует табу на пошлость. Вот уж в этом «жанре» я никогда не работал и работать не буду. Нельзя насмехаться над зрителем. Была одно время такая тенденция, когда клоуны выводили кого-то из зрителей на манеж, ставили его в неловкое положение, а публика над ним смеялась. Это что же получается, человек купил билет, пришёл в цирк, а его там высмеяли? Я сам видел, как один известный клоун вывел на манеж мужчину и женщину. На женщину надел юбку. Они под его руководством что-то там делали, у мужчины не получалось. Клоун снял юбку с женщины и надел на мужчину. Понимаете, да? Этот мужчина снял юбку, бросил её, вернулся на своё место, взял свою дочку, и они ушли. И для меня этот большущий-большущий клоун пропал.
У меня тоже был номер, предполагающий участие зрителя, но в нём не было ничего унизительного. Как-то я работал в Петербурге, вызываю мужчину, веду его, а он спрашивает: «Вы меня не поставите в неловкое положение? Я здесь с детьми».
- Для чего, на ваш взгляд, люди идут в цирк?
- Для того чтобы удивиться. Посмеяться сегодня много где можно, но только цирк даёт безграничное количество поводов для удивления.
Помню, мне было лет пять, мы в Перми идём с папой (он служил в Театре оперы и балета), встречаем его друга-музыканта, который работал в цирке: «Приводи к нам Борьку!» (До сих пор уверен, что пять лет – это идеальный возраст для знакомства с цирком.) Море огней, лошади, все весёлые – я сразу и безоговорочно влюбился в цирк. И сразу после представления подумал, как было бы хорошо там работать, особенно клоуном. К этой мечте и шёл. В школе, помню, всё время чудил, был таким добрым хулиганом.
- Борис Михайлович, только что мы «пережили» всеми любимый праздник. Вам какое его название больше нравится – День дурака или День смеха?
- Наверное, День смеха понятнее. Но и в Дне дурака нет ничего обидного, если понимать это название как день весёлого человека, который любит дурачиться, веселить окружающих. Знаете, однажды я видел на очень серьёзном концерте очень известного музыканта почтенного возраста – что он вытворял! И зал был в восторге. Так что чувство юмора, смех, оптимизм, умение радоваться жизни – это вневозрастные понятия. Можно и в преклонном возрасте сохранить молодость души, жизнелюбие, а можно в двадцать в душе быть глубоким стариком.
Смотрите также:
- Философия клоунады и смеха. Как Анатолий Марчевский учит смеяться сердцем →
- «Россия – страна волшебников». Шаман Чусовой и его главный стартап жизни →
- Без маски. Анатолий Марчевский про цирк и конфликт с «белым» антиподом →