«Если я как депутат и как директор цирка все эти годы смог прожить, нигде не уронив себя, почему я должен позволять какому-то невежеству унижать себя перед коллегами, друзьями, зрителями, избирателями?» - говорит экс-директор Екатеринбургского цирка Анатолий Марчевский.
От хиппи до «рыжего»
Рада Боженко, «АиФ-Урал»: Анатолий Павлович, белый и рыжий - классические амплуа клоунов. А вы какой?
Анатолий Марческий: Более сорока лет назад я начинал работу в манеже в современном образе, как писала французская пресса, «клоун без маски», «наследник Чарли Чаплина», «Жерар Филип в манеже». Я был просто современным молодым парнем, этаким хиппи: нет грима, нет красного носа, нет рыжего парика, нет клоунских ботинок. И это было новым направлением и в Европе, и в России. Хотя в России, будем объективны, первым ушёл от сложного грима Леонид Енгибаров – клоун-философ, клоун-поэт, но у него хотя бы башмаки были клоунские. Традиционная мировая клоунада была основана на классической форме. Рыжий клоун - красный нос, рыжие волосы, мешковатый пиджак, а белый – весь такой нарядненький, элегантный, в костюме с блестками. Во все времена это антиподы: рыжий – люмпен-пролетариат, белый – олицетворение власти. И конфликт власти с народом ложился в основу драматургии клоунских реприз. По сути, это социальный конфликт, который строился на двух персонажах. Добрый, лукавый рыжий и заносчивый, пафосный, надуманный, любящий себя белый - это противостояние всегда одобрялось зрителями, поскольку во все времена власть недолюбливали.
Создание спектакля «Бенефис рыжего клоуна» стало второй частью моего творческого пути.
- То есть вы всё-таки рыжий?
- Конечно, потому что мой герой - положительный персонаж, понятный зрителю, народу. И все свои репризы я старался наполнить глубоким содержанием.
Вообще, родоначальником мировой клоунады считается Чарли Чаплин, именно он внёс в жанр клоунады мысль, философию, заставляющую зрителя «смеяться сердцем», а не просто «дребезжащей диафрагмой», когда непонятно, чему смеёшься.
В нашей стране цирк стал искусством, демократическим искусством, а не просто балаганом. Цирку была оказана государственная поддержка, в этой отрасли работали авторы, композиторы, художники, режиссёры. И ты уже чувствовал ответственность за то, зачем ты выходишь на манеж, что ты хочешь сказать, какую идеологию несешь, что утверждаешь, а что отрицаешь. Культура во все времена являлась чем? Важнейшим и необходимым государственным механизмом воспитания и формирования нравственности. И сегодня это актуально – культура, искусство не могут только развлекать. Развлекая, они должны воспитывать.
Придя на манеж в 70-е годы, когда страна была на подъёме, я верил в светлое, яркое, красивое будущее – оптимизм полнейший. Мы верили в то, что правда всегда торжествует и добро всегда побеждает зло. В соответствии со временем и образы создавались. Понимаете, цирк – это всегда современное искусство. Если, скажем, композитора или художника могут признать через сто лет после смерти, то цирковой артист признаваем только на манеже, стоит ему уйти с него – всё, начинается «забывание».
- Сегодня ваши взгляды изменились?
- Вы знаете, кто такой пессимист? (Смеётся. - Ред.) Это хорошо информированный оптимист. Когда ты молодой, ты не сталкиваешься с бытовыми проблемами, тебе не приходится преодолевать чиновничьи, бюрократические, надуманные препятствия, а с возрастом ты начинаешь их замечать и уставать от этого. Человек по натуре всегда оптимист, но надо понимать, что этот оптимизм потихонечку может истощаться. Если у тебя хватит сил бороться с тем, что мешает естественному развитию, творчеству, то в этой борьбе ты закалишься.
Лучшее воспитание – собственный пример, это философия жизни. И я, став старше, отойдя от образа хиппи, всё это хотел внести в классическую клоунаду
Залог духовного здоровья
- Преодоление препятствий «читалось» и в ваших репризах?
- Я продолжатель Енгибарова, который внёс в советскую клоунаду философию. Но, если его считали клоуном с осенью в сердце, то меня – клоуном с весной в сердце. У него репризы заканчивались одиночеством, непониманием, а у меня весь репертуар строился на торжестве победы: «не умею» на катушках стоять – научусь при зрителях, «не умею» на моноцикле ездить – тут же, при зрителях, научусь.
Преодолевая препятствие в самом себе, ты даёшь людям понять: верь, старайся, трудись – и победишь. Кроме того, в «классике жанра» белый клоун всегда издевался над рыжим. Мой герой – рыжий клоун – всегда давал белому отпор. Этого хотела публика, хотел народ, и я был убеждён в торжестве правды, в том, что глупость должна быть побеждена. И об этом я имел возможность говорить с людьми языком цирка, языком символов: цветок – символ любви, как ты к нему относишься, так ты относишься к женщине, или ребёнок – смысл жизни взрослого человека, по тому, как ты к нему относишься, можно сказать, кто ты, и так далее. Эти формы, эпизоды, фрагменты в манеже и занимались «вливанием» определённой доли нравственности.
Лучшее воспитание – собственный пример, это философия жизни. И я, став старше, отойдя от образа хиппи, всё это хотел внести в классическую клоунаду. Я сменил репертуар и образ – вместо молодого современного клоуна появился образ рыжего. «Конфетка та же, а обёртка другая», то есть человек-то в душе остался тот же.
Смотрите, в театре драматический актёр играет чужие – автора, режиссёра – мысли, а клоун в цирке – собственные. И автор пишет репризы под его внутренний мир, под его понимание, философию. Только в этом случае появляются яркие личности. Если клоун будет брать что-то чужое, он останется только «обёрткой».
- Говоря о ярких личностях, кого вы имеете в виду?
- Понятно, что массовик-затейник за столом – это не клоун, это другой жанр. Мы говорим о профессионалах: Карандаш, Никулин, Попов, Енгибаров… Появление личности – это эпоха! В каждом поколении таких один-два, максимум три человека. Есть чемпион мира, а есть тот, кто всегда рядышком, - второй-третий, но запоминают-то всегда чемпиона.
- Сегодня есть такие чемпионы?
- Вы их знаете?
- Признаюсь, нет.
- И я не нет. Но дело не в том, что чемпионы перестали рождаться, просто изменилось время, изменились условия. Конечно, есть талантливые ребята, но в силу определённых обстоятельств…
На мой взгляд, в последние годы многое отдано на самовыживаемость. А человек не может быть и автором, и художником, и режиссёром, и композитором, и артистом. Раньше, например, начинающему талантливому артисту приглашались режиссёр, автор – профессионалы сообща работали над созданием образа. Режиссёр вникал в то, как ты думаешь, что ты любишь, как мыслишь, что у тебя в душе. Клоун – это самовыражение, он должен убеждать зрителя.
Увы, сегодня такой поддержки нет. Начинающий артист довольствуется тем, что может сделать в пределах своих возможностей, и это приводит к снижению художественного уровня создаваемых произведений. Звезда не зажигается, а если и зажигается, то не такая яркая.
Это приводит к обеднению цирковых жанров. А правильно было бы, если бы нам ставили задачи и обеспечивали их выполнение.
Что у нас в социальном плане в приоритете? Давайте вместе.
- Здравоохранение, образование, культура.
- Да, три кита. Что на первом месте?
- Я бы поставила здравоохранение.
- И я. На втором?
- Образование.
- А я бы поспорил – и да, и нет. Скажите, можно пойти в школу или поступить в университет на год позже? В принципе да. А можно отложить лечение на год позже? Нет! А можно заняться воспитанием ребёнка на год позже? Нет, нет и нет! Стоит упустить воспитание, и беды не миновать – ребёнок может совершить поступок, который впоследствии негативно отразится на его жизни. Да, здоровье, конечно, в приоритете, но воспитание, по моему глубокому убеждению, - это тоже залог здоровья: духовного, нравственного. А воспитательную функцию всегда брала на себя именно культура. Поэтому в советское время существенная часть бюджета отдавалась культуре. Строились дворцы культуры, творческие студии, школы, кружки - всё было бесплатно, доступно, и дети, подростки без внимания не оставались.
Я хочу, чтобы меня правильно поняли, и я не хочу обидеть работников образовательной сферы: я не отодвигаю на последний план образование – образование и культура должны находиться на одном уровне и в равной степени участвовать в формировании личности. Я лишь за то, чтобы сегодня культурной сфере уделялось больше внимания, чтобы она не финансировалась, как часто говорят, по остаточному принципу.
Повторюсь, я не пессимист, я прекрасно понимаю, что есть проблемы, есть экономика, есть кризисы и так далее, но нельзя из поля зрения упускать (прямо скажем, выбрасывать) то, что делает ребёнок до 18 лет, то, чем он занят. Поэтому дополнительное образование и спортивные секции должны быть бесплатными, доступными. Зачастую семейные бюджеты не позволяют платить за каждое увлечение ребёнка. Государство должно создать условия, в которых ребёнок будет защищён и будет гармонично развиваться.
Рейдерский захват
- Анатолий Павлович, предвижу, что многие родители подумают: «Хорошо говорит Марчевский. Почему же такие дорогие билеты в цирк?»
- Ага, я в этом виноват, да? Я всегда отстаивал низкую стоимость билетов, и это тоже стало одним из поводов для моей отставки. Наш цирк был по стоимости билетов самым доступным на протяжении многих лет. Давайте отделим, как говорится, котлеты от мух. Не я же виноват, что цена билетов повышается. Повышаются налоги, «коммуналка», вывоз мусора, стоимость кормления животных, расходы на транспорт, на котором мы возим артистов, реквизит и животных. Но при всём том мы 25 лет были самоокупаемыми и повышали стоимость билетов ровно на столько, чтобы и зрителю было не накладно, и нам не в убыток. Цена билета была в пределах тысячи рублей, после моего увольнения цены повысили до 2,5 тысячи. Естественно, уменьшается посещаемость, а значит, мы как отрасль культуры не выполняем свою обязанность быть доступными.
Конечно, мы живём в рынке, но тут нужно понять, что мы продаём, а что покупаем. Может статься, что мы так души детей продадим.
- Вы пережили горький опыт…
- Я правильно понимаю, вы имеете в виду издевательство над Екатеринбургским цирком, которое длилось полгода? Не понимаю, как можно было так поступить с учреждением культуры, которое было самоокупаемым, доступным, спектакли ставило, у которого была лучшая гостиница для артистов, которое ремонтировалось за счёт собственных средств и при этом не получало бюджетного финансирования.
Почему нужно было уволить 225 человек, оставив 60? Оркестра нет, балета нет, режиссёра нет, вышли на аутсорсинг, а это максимальная работа за минимальные деньги без соцпакета. Мы же предоставляли рабочие места и обеспечивали людей зарплатой. Что я должен делать в такой ситуации как руководитель цирка? Просто принимать и провожать гастролирующие программы, не развиваясь творчески, не создавая ничего?
У каждого вида искусства своя специфика – в театре репертуар меняется в пределах стабильного коллектива артистов, а в цирке цирковые программы, коллективы меняют зрителя, площадку, переезжая из одного города в другой. В театре одни и те же артисты играют разные роли, а у нас отработали слоны – приехали медведи, уехали медведи – приехали бегемоты. У нас слон завтра бегемотом не станет, и медведям я не скажу: «Отработали? Давайте в лес, на новогодние ёлки позову». Система российского цирка – это конвейер, больше нигде в мире такого нет. И это действительно увеличивает расходную часть.
Эта уникальность дала нам возможность быть лидером на мировой арене. У нас отличная база, в том числе репетиционная – цирковое училище, стационарные цирки. У нас люди очень любят цирк, особенно дети, у нас много цирковых кружков. Только в Свердловской области более 20 цирковых кружков и студий! И к этому тоже надо серьёзно отнестись, чтобы педагоги правильно учили детей, потому что переучить потом невозможно, чтобы они умели оценивать потенциал ребёнка в том или ином жанре.
- Эта «оптимизация» коснулась только нашего цирка?
- Всех! В 2016 году к руководству «Росгосцирком» пришли люди, которые за два с половиной года нанесли компании столько вреда, сколько за сто лет не сделать. А что касается Екатеринбургского цирка, то я уже говорил, да и пресса писала, что это был рейдерский захват одного из лучших цирков «Росгосцирка», который «упирался».
- А цель этого захвата?
- Иметь личный доход. Отдельные личности в руководстве занимались прокатом, и им, чтобы получить бОльшую прибыль, нужно было уменьшить стоимость цирка. У нас не оставалось средств ни на развитие, ни на поощрения, по сути, у сотрудников не было мотивации работать. Сколько бы ты ни делал, всё равно получишь 12 тысяч. И без перспективы.
Знаете, мне не очень хочется об этом говорить, надеюсь, это осталось в прошлом. И. о. генерального директора «Росгосцирка» Владимир Шемякин разобрался в ситуации и отменил приказ о моём увольнении. Должен сказать, что у нас с ним совпадает видение дальнейшего развития цирковой системы. С предыдущим руководством оно у меня было диаметрально противоположным. Владимир Леонидович, например, согласился, что детей нужно возвращать в цирк, – это первое, что я планирую сделать. У нас было два кружка, в которых занимались около 400 талантливых детей (в том числе из неблагополучных семей).
- То, что сегодня вы вернулись…
- Я ещё не вернулся. С 1 июля только приступлю к работе, но в другой должности.
- Давайте всё же будем считать, что вернулись. Так вот, это можно считать торжеством правды, о котором вы говорили?
- Могу показать вам сотни СМС от артистов цирка, в которых рефреном читалось: «Наконец-то у нас появилась надежда, что правда торжествует!» Многие звонили и плакали, говорили: неужели всё-таки возможно победить вот этот… как бы помягче сказать, цинизм, это равнодушие, это рейдерское отношение к культуре, к людям? Да, мы доказали, что ни в чём не виноваты, и я остаюсь на той же позиции: культура должна выполнять своё предназначение, должна заниматься тем, чем положено, – воспитанием.
«Меня подставляли»
- Прежнее руководство «Росгосцирка» предъявляло ведь и вам лично обвинения, что называется, по пунктам?
- Первый пункт – пожарная сигнализация. Давайте разбираться. Да, ещё два года назад я получил предписание от МЧС о необходимости замены устаревшей сигнализации. Я как руководитель филиала не имел право самостоятельно принять решение о финансировании всех необходимых работ – вся прибыль уходила в Москву. Я просил руководство компании: «У меня прибыль 17 миллионов по году, оставьте мне 6 на замену сигнализации». А в ответ от генерального директора Иванова слышал: «Я сам знаю, куда деньги девать, у меня другие цели». На четыре моих письма в течение года - «срочно выделите деньги!» - ответа просто не было. Это говорит о моём халатном отношении или всё же о халатном отношении со стороны руководства «Росгосцирка»? Меня просто сознательно подставляли.
Это был способ избавиться от неугодного директора. Приехали представители компания в лице Белякова, Авраменко и Браташа и начали открытую травлю в СМИ: «халатно относился к своим обязанностям, довёл цирк до аварийного состояния, пожарная сигнализация в ужасном состоянии, он подверг опасности жизни людей». Министру культуры наговорили, всем наговорили: то продал, то украл. Собрали всё, что только было можно!
- История с землёй из этой же серии?
- В своё время свободные земли я попросил предоставить во временное пользование цирку (нам не хватало парковки), цирку их дали. Когда началось строительство музея (парк «Россия - моя история». - Ред.), земля была передана обратно. Я ничего не продавал и не покупал, просто у меня были на эту землю планы (например, построить цирковую школу), но не нашлось инвестора. Поэтому я пользовался землёй для цирка столько, сколько было возможно. Они же посчитали, что я её продал. Покажите, где? На этом месте сейчас музей!
- Тогда уж и тему с котельной раскройте.
- Говорю же, они всё собрали. Когда я приехал в Екатеринбург, в гостинице цирка на все четыре этажа был один душ в подвале. Но так как я проработал в цирке не один десяток лет, я прекрасно понимаю – для артистов цирка, которые всю жизнь находятся на гастролях, ездят с жёнами, с детьми, хорошие бытовые условия очень важны. А тут мало того, что один душ, так ещё сезонные отключения горячей воды, и всё, артисты помыться не могут. И животных помыть не могут, которым к тому же необходим стабильный температурный режим.
Поэтому встал вопрос о собственной котельной. В лице своих друзей я нашёл инвесторов, которые её построили. Мы тогда стали единственным цирком в России, кто имел возможность стабильно получать горячую воду и тепло. И к тому же «коммуналка» – горячая вода, теплоснабжение – получалась в два (!) раза дешевле. Со временем инвестор отказался от котельной, потому что кроме хлопот она ему ничего не давала («Забирай, нанимай штат, делай, что хочешь»), после чего она была оформлена на моего сына. Кто-то написал, мол, 15 миллионов «отмыл» сыну на котельной. С ума сойти! 15 миллионов – это предполагаемые расходы цирка на теплоснабжение за 3 года (в год по 5 миллионов). Моим обвинителям даже невдомек, что никто не имеет права тариф ни на рубль поднять, поскольку цену устанавливает РЭК. За 17 лет эта котельная не принесла ни рубля дивидендов, она работала только на цирк, стабильно обеспечивая тепло и комфорт.
Предательство не прощаю
- Анатолий Павлович, вот вы сейчас всё разложили по полочкам. А почему в острый период не вышли и публично не сделали то же самое?
- Почему же? Во время встреч с журналистами я всегда говорил о том, что у меня есть все необходимые документы, подтверждающие мою невиновность. Кроме того, шли проверки, которые впоследствии показали, что все обвинения, выдвинутые в мой адрес, надуманные. Другое дело, что я не ввязывался в перепалку с моими оппонентами, понимая: чем больше им отвечаешь, тем больше негатива будет. Для людей, которые приехали меня снимать, солгать ничего не стоит, это был их метод борьбы со мной.
В это сложное время я получил колоссальную поддержку со стороны общественности. Друзья приходили на помощь, не спрашивая, и помогали. Однако были и те, кто занимал позицию «докажи, что ты не виноват, тогда я за тебя заступлюсь».
- Эта ситуация, которая длилась полгода, наверное, изрядно просеяла ваше окружение?
- Да, здорово отфильтровала. И разделила цирковое сообщество. С одной стороны я получил мощную поддержку, а с другой иногда приходилось слышать: «Прости, ты мне помогал, но я тебе помочь не могу, так как Беляков меня без работы оставит, а у меня семья».
- Что вы испытываете к человеку в этом случае вы? Презрение? Жалость?
- Нет. Мне обидно, что Иванов и Беляков запугали артистов, поставили на колени и лишили возможности высказывать свое мнение. Я знаю артистов, которые меня открыто поддержали и тут же были уволены.
- То есть вы великодушный человек?
- Не знаю, какой я человек. Как говорится, не злопамятный, но долго помню. Точно могу сказать одно: любые ошибки я другу прощу, предательство – никогда. Но мстить я не собираюсь, это глупо. К тому же я понимаю, что «команда» из шести человек (пять из них уже уволили) унизила людей, загнала их в рабство. Слава Богу, новый и. о. генерального директора во всём разобрался, надеюсь, что незаслуженно уволенные артисты будут возвращены.
- Владимир Шемякин предложил вам стать советником генерального директора?
- Да, и меня это, честно говоря, устраивает. Главное, чтобы в цирке остались люди, которые цирку нужны, и чтобы штат был укомплектован специалистами. Потому что, если мы постановочный цирк, нам нужны и режиссёр, и балетмейстер, и оркестр. А если мы просто прокатная площадка, то…
- Кто будет назначен директором цирка?
- У меня, безусловно, есть своё видение. Но давайте подождём Владимира Шемякина, который приедет в Екатеринбург в конце июня, тогда всё и решится. 26–27 июня мы обязательно соберём пресс-конференцию.
- Мне интересно, зачем вы пошли в политику? Какую цель преследовали?
- Уже как-то говорил: не я пошёл, а «меня пошли». Мне было оказано доверие, почему я должен был отказаться? Я стараюсь его оправдывать и достойно выполнять свою работу, делаю всё, что в моих силах. Кстати, именно поэтому я не поехал в Москву (должность советника это предполагает), остаюсь в Екатеринбурге. Ещё два года я должен отработать в Заксобрании, а потом уже видно будет.
Доверие – те же аплодисменты
- Анатолий Павлович, транслируете ли вы свои знания, свой опыт Руслану (Руслан Марчевский – директор цирка Нижнего Тагила. - Ред.)?
- Он взрослый человек, самостоятельно принимает решения. Конечно, если ему будет нужен мой совет или моя поддержка, я всегда рядом, готов поддержать. Нижнетагильский цирк сегодня один из самых лучших и в России, и в мире. А был самым худшим в стране. Когда артиста посылали в Нижний Тагил на гастроли, он говорил: «За что?» и «Можно я заболею?» А сегодня все хотят туда поехать.
И как только изменился цирк, существенно выросла посещаемость. В городе появился современный центр семейного досуга.
Конечно, нужно сказать спасибо Сергею Носову, бывшему тогда во главе города, за то, что оказал Руслану доверие. Руслан же это доверие оправдал. Он изучил разные цирки России, их недостатки и преимущества, к тому же в цирке вырос, знает все тонкости, все детали. Всё это отразилось в проекте капитального ремонта здания цирка. Например, по его инициативе изменили наклон зрительских кресел. Мы же в традиционных креслах сидим и смотрим прямо перед собой (так в театре), а манеж – ниже, стоило чуть приподнять спинку - и зрителям стало комфортнее. Скажете, мелочь? Возражу: в цирке мелочей не бывает.
- Дети артистов цирка «обречены» на эту профессию?
- Раньше наш цирк, да, был династийным. Потом детей стал меньше прельщать разъездной образ жизни, они стали поступать в институты, университеты (они, наши дети, замечу, очень талантливые). А сегодня опять появилась тенденция к династиям. Каждый родитель, с одной стороны, хотел бы передать свое дело, а с другой стороны, он знает, что точно сможет помочь в профессии советом.
- Можете ли вы сегодня сказать, что вы счастливый человек?
- Я всегда считал себя счастливым человеком, я избрал для себя профессию одну и на всю жизнь, добился в ней определённых успехов. Я получаю удовольствие от своей работы, и она приносит радость окружающим меня людям. И мне не безразлично, что обо мне думают и говорят. Для меня важно сохранить свое честное имя.
Сегодня я доволен тем, что доказал свою невиновность, доказал, что всё, что на меня было вылито,гнусная ложь. Я не боролся за кресло, но я не мог позволить унизить свою честь, своё достоинство. Мне придавала силы та поддержка, которую я получал, и я хотел, чтобы эти люди порадовались тому, что были правы. Если я как депутат и как директор цирка все эти годы смог прожить, нигде не уронив себя, почему я должен позволять какому-то невежеству унижать меня перед коллегами, друзьями, зрителями, избирателями? За многие годы я заслужил доверие и не хочу его терять.
Несколько дней назад я полетел в Москву, сижу в Кольцово, официантка приносит записку, написанную на оторванной части меню: «Уважаемый Анатолий Павлович, спасибо вам за ваш труд! Мы с детьми…» и так далее. Спрашиваю: «От кого это?» Официантка показывает на мужчину за одним из столиков. Помахал ему, он подошёл: «Можно автограф для дочки?» (оказалось, что они 14 лет ходят в цирк, любят его). А потом говорит: «Чем мы можем вам помочь? Давайте забастовку устроим!» (смеётся. - Ред.). И таких людей, мне доверяющих, к счастью, множество. Сегодня я дорожу этим доверием ещё больше. Это те же аплодисменты, которые артист цирка получает в манеже.