С 24 по 26 ноября в Екатеринбурге пройдёт X Всемирный фестиваль клоунов. «Смех, уверенность в себе, в своём будущем, в торжестве добра – это то, что нужно людям во все времена», - говорит директор Екатеринбургского цирка, автор и идейный вдохновитель уникального фестиваля Анатолий МАРЧЕВСКИЙ.
Сохраняя достоинство
Рада БОЖЕНКО, «АиФ-Урал»: «Анатолий Павлович, актуально ли сегодня выражение «цирковое искусство»?
Анатолий МАРЧЕВСКИЙ: «В советское время цирк был признан искусством, сегодня его пытаются признать шоу-бизнесом, но мы сопротивляемся и занимаемся тем, чем должны заниматься искусство и культура, в первую очередь – воспитанием.
Но культуры не бывает без политики. Мы тогда отражали действительность, уверенно шли в светлое будущее, были уверены в себе (мы, в принципе, уверены в себе и сегодня). У нас были приоритетные ценности: мир, дружба, торжество добра, оптимизм. По большому счёту ничего не изменилось, эти ценности необходимы нам и сегодня.
Цирк же имеет свою специфику – он очень серьёзно влияет на эмоциональное состояние человека. Особенно клоунада, смех».
- Но ведь смех – универсальное «оружие». Его можно использовать и не на благо человека.
Что же касается смеха в цирке… Одно из главных особенностей советской клоунады – ты вызываешь смех, не унижая ни собственное достоинство, ни достоинство зрителя. Михаил Румянцев (Карандаш), Юрий Никулин, Олег Попов, Леонид Енгибаров, – великие клоуны, гении – могли, выходя в манеж, сделать сатиру, могли высказаться в репризе по поводу какого-то явления нашей жизни, но при этом они оставались умными, грамотными, добрыми людьми. Они создавали образы, с которых дети, молодёжь брали пример. И сегодня эта традиция продолжается.
«Мне захотелось жить. Спасибо за ваше искусство!»
В зоне контакта
- Это особенность исключительно отечественной клоунады?
- Советская клоунада оказала значительное влияние на мировую. Благодаря нам значительно повысилась культура европейской клоунады.
Дело в том, что долгое время в Европе был распространен старый, задержавшийся с прошлых веков образ клоуна, над которым смеялся зритель. Разница значительная. У нас смеялись вместе с клоуном, а там - над клоуном. Потому что тогда зрители считали себя выше этого «идиота», «дурака», «недотепы». Всех этих снобов поставил своей сатирой на место великий клоун и дрессировщик Анатолий Дуров. Помните, как он высмеял градоначальника Павла Зелёного, выкрасив свинью в зелёный цвет? Ничего же сказано не было, а люди всё поняли. С другой стороны, в Европе была распространена и «уличная» клоунада, когда клоун ставил зрителя иногда грубовато в неудобное положение, мог его чем-то обсыпать, облить, посмеяться над его неуклюжестью.
У нас же к клоунам всегда относились как к актёрам. Например, Енгибаров – философ – он в своих репризах, не произнося ни слова, говорил о человеческих чувствах: о любви, дружбе, одиночестве, достоинстве. Образ, философия, драматургия, мысль и цирковые средства её выражения – то, что свойственно российской клоунаде. Образно говоря, в старой клоунаде Европы смеялся желудок, у нас всегда смеялось и смеётся сердце.
Вы знаете, я получал огромное количество писем. Одно из них помню до сих пор. Девушка писала, что после пережитой трагедии – смерти мамы – потеряла смысл жизни. Друзья насильно затащили её в цирк, и она впервые за два года засмеялась. «Мне захотелось жить. Спасибо вам за ваше искусство», - написала она. Смех, уверенность в себе, в своём будущем, в торжестве добра – это то, что нужно людям во все времена. И за это добро нужно сражаться, его на блюдечке никто не принесёт. И людей, которые посвящают жизнь тому, чтобы дарить людям радость, немного. Это те великие клоуны, которые вот уже в десятый раз соберутся у нас на Всемирном фестивале клоунов.
- А наши клоуны что-то переняли у европейцев?
- Если от нас в европейскую клоунаду пришла философия, то к нам из европейской – игра со зрителем. Теперь нет клоуна, который бы не приглашал в манеж кого-то из публики. И это нормально. В цирке зритель для клоуна – партнёр. А клоун – дирижёр зрительского настроения, поэтому он должен находиться в зоне контакта с публикой.
Поэтический образ
- Вы сказали, что искусство должно заниматься воспитанием. Поэтому появилась уникальная программа «Салют Победы!»?
- Мне приятно, что вы вспомнили об этом. «Салют Победы!» я считаю одним из самых больших моих достижений в творческой жизни как режиссёра. За последние десятилетия не помню, чтобы в цирке так звучала патриотическая тема. Достойно, без пафосных цитат и сухих перечислений, искренне, через цирковые выразительные средства. Это был спектакль-новелла торжества и радости той Победы, которая досталась нашему народу ценой огромных потерь. Мы показали дух, мужество, патриотизм советского человека, благодаря которому была завоёвана Победа. И в то же время показали, что в тяжелейших условиях эти люди не теряли чувство юмора, а смех поднимал их боевой дух. Это особенность нашего народа, нашей сущности - мы сильны духом, а это сильнее любого
Зал на всех спектаклях «Салют Победы!» аплодировал стоя. И не только в Екатеринбурге, но и везде, где мы его показывали, в том числе в городах-героях: Москве, Санкт-Петербурге, Туле, Волгограде. И множество писем мы получили с благодарностью за спектакль, за почтение к Победителям. Что ещё раз доказывает: патриотическую тему нужно поднимать, чтобы пресечь все попытки дискредитировать нашу историю.