Коренное слово - служение!

Фото:

Сегодня школьное образование находится на перепутье. Но повод для оптимизма есть. В этом уверен гость «АиФ-Урал» - заслуженный деятель науки России, доктор педагогических наук, директор института фундаментального психолого-педагогического образования УрГПУ Август Белкин.

   
   

- Август Соломонович, вам не кажется, что школьное образование сегодня лихорадит?

- Не то слово! Наше образование сегодня оказалось на перепутье. Я ведь прожил не «мотыльковую» жизнь - в этом году исполняется 59 лет моего педагогического стажа. На моем веку было столько реорганизаций, что трудно перечислить. Но все возвращалось на круги своя. Что же происходит сейчас, меня чрезвычайно беспокоит. Но, с другой стороны, оптимистичная перспектива есть. Знаете, в 60-е годы Брежнев сказал: «Нашему образованию я ставлю оценку «пять». И он был прав!

Цель и средства

- Сегодня вы бы какую оценку поставили?

- Затрудняюсь ставить оценку, боюсь быть субъективным. Но что меня волнует? Идеология образования. Образование во имя чего? Я категорически не согласен с заявлением, что смысл образования в воспитании и подготовке конкурентоспособных личностей. В 70-е годы «Литературная газета» опубликовала статью инженера Серова «Кого мы растим?». В которой он говорил, что воспитывает дочь так, чтобы она добивалась своей цели, идя к ней упорно. Намекал, что цель оправдывает средства. Какая буря возмущения тогда поднялась!

- То есть, по сути, он и говорил о конкурентоспособности?

- Совершенно верно. Но конкуренция где? В чем? Во имя чего? Более того, провозгласили: образование должно помочь человеку реализовать самого себя. Это верно, но опять же возникает вопрос: реализовать в качестве чего? Простите, киллер себя тоже реализует в каком-то качестве, нынешние олигархи себя тоже реализовали. Но какими средствами?

Поэтому утверждаю - цель образования должна вернуться к свои истокам. Библейским! Я в составе делегации послов мира прошел так называемый земной путь Христа: от Вифлеема, где положил руку на звезду, которой отмечено место его рождения, до камня, на который его возложили после снятия с креста. И вернулся из Иерусалима еще более глубоко верующим, убежденным… атеистом. Я понял, что без бога жить нельзя, но бог должен быть в тебе. Человек без бога в душе - жалкий человек.

Так вот. Весь смысл, вся идеология образования состоит в том, чтоб человек выполнил свою миссию на земле. Коренное слово - СЛУЖЕНИЕ. Я получил образование, чтобы служить. Долгу, чести, обществу, семье и призванию. Вот во имя чего в конечном итоге образование должно быть. А не во имя того, чтобы ты умел расталкивать людей локтями и добиваться своей цели, не считаясь со средствами. Заповедь известная: благородная цель достигается только благородными средствами. А то, что сейчас происходит…

Где личностно ориентированное образование? Ввели так называемый ЕГЭ… Я помню, когда стал директором школы №68 и первый раз сидел на выпускном экзамене по истории, двое учеников отвечали так, что учитель истории плакала от восторга!

   
   

Нас не сломать

- Ну да. Над бланками ЕГЭ не заплачешь…

- Если плачут, то совершенно по другому поводу. Я не против ЕГЭ. Где-то на промежуточных стадиях… Но когда это возведено в главный принцип образования! В школе сегодня личностно ориентированное образование и воспитание захирело только от того, что все ориентируются на ЕГЭ, на поступление в вуз, на то, чтобы найти себе место в жизни, затратив минимально усилий и не считаясь с нормами этики.

А что в школах происходит? Директору дали право определять, кто и сколько заработал. Конечно, принцип распределения по труду правильный, но ведь в некоторых школах творится произвол, субъективизм в оценке учителя. У меня на столе уже три письма-жалобы с просьбой помочь пробиться к властям.

- Видимо, человеческий фактор играет дурную роль: зависть, интриги?

- О чем говорить! Есть выражение: хочешь нажить человеку лютых врагов - выдвини его на какую-нибудь премию. Я против уравниловки. Но надо же мозгами шевелить, как стимулировать человека.

Меня еще очень беспокоит, что в образовании мы стали ориентироваться исключительно на западные стандарты. Но мы же Россия, у нас свой менталитет. Свой уровень «миссионного» воспитания личности.

Кстати говоря. Спрашиваю своих студентов - да что там, аспирантов: «Что такое образованность?» В словари лезут: «Нет такого слова». А образованность имеет три составляющих: просвещенность - знание, обученность - умение, навыки, воспитанность - духовно-нравственные качества. Хоть одного качества нет  - это уже не образованный человек. А кто? Солженицын дал точное определение: «образованщина», «образованец». А у нас разве об этом речь идет? Нет, в основном - либо просвещенность, либо обученность.

- Август Соломонович, но вы сказали, что повод для оптимизма есть…

- Учительская общественность, в конце концов, - это не быдло. В педагогике случайных людей нет. И каждый педагог задается вопросом: учу я, воспитываю - чему? Вся же педагогическая общественность воспитана на традициях отечественной педагогики. У нас ведь на Руси как? Сначала палку перегнем в одну сторону, потом - в другую, а потом найдем золотую середину. Рано или поздно все это должно сыграть свою роль. Да у нас такие традиции, которые все равно никто не поломает! И все равно на западный манер нас не перестроят.

Поэтому я уверен - образумятся, очнутся ревнители крайностей. Мы цивилизованная, поликультурная страна, и поликультурное сознание все равно побеждает в конечном итоге. Я называю педагогику наукой о жизни. В нее приходят идеи, которыми живет общество. И на Руси у нас рано или поздно здравый смысл всегда побеждал. «Золотая середина» найдется. Мы просто должны изучать опыт жития святых, которые давали пример служения своей идее.

ДОСЬЕ:

Август Соломонович Белкин родился в Свердловске 31 августа 1930 года. Окончил Свердловский государственный педагогический институт. Работал учителем истории, директором школ. С 1970 до 1980 года - зав. кафедрой олигофренопедагогики СГПИ, с 1980 по 1990 - зав. кафедры общей педагогики, с 1990 г. - зав. кафедрой инновационных образовательных теорий и технологий УрГПУ. Директор института ФППО УрГПУ.

Смотрите также: