Тяжелый период
- Вы, знаете, Рада, что 1 сентября исполняется 100 лет уральскому образованию? - Август Соломонович берет инициативу в свои руки. - Так что наша встреча очень своевременная. Я бы хотел побеседовать на тему «Светлое будущее нашего образования. Верю!».
- Неожиданно. Вы оптимист, однако.
- Да, верю, хотя на первый взгляд шансы не просматриваются. И дело не в частностях. Самое главное, что сейчас нарушен закон развития образования и общества, который я как историк исповедую. А именно: образование никогда не может опережать общественное развитие! Потому что в образовании остается самое проверенное, надежное, гуманистическое, закономерное. Когда же пытаются искусственно подогнать образование под сиюминутные потребности общества, ничего хорошего не выйдет.
Второе. У нас, к сожалению, многие чиновники до сих пор не разобрались, что такое образование. А ведь это многомерное понятие. В том числе профессионально-педагогическая трактовка образования, согласно которой оно - интегрированный процесс воспитания, обучения, формирующий образованность.
Но вот вся трагедия: в словарях даже нет понятия «образованность». А это не что иное, как: просвещенность (знания), обученность (умения) и, главное, духовно-нравственное качество - воспитанность. Солженицын заметил, если в этой триаде нет хотя бы одного элемента, человека образованным считать нельзя. Кто он? Солженицын назвал: образованщина, образованец. У нас полно таких людей!
Есть и еще одна серьезная проблема - вульгарный ориентир на прагматизм. Был я в Чикаго, показали мне лучшие школы, был в школе им Марка Твена. Спрашиваю, кто-нибудь мне стихотворение прочитает? Тишина. «А каких вы русских поэтов знаете?» Тишина. «А Марк-то Твен какие произведения написал?» Молчат. «А кем вы хотите стать?» - «Юристами и врачами. Они много зарабатывают». У студентов Принстонского университета, где читал лекции, спрашивал, планируют ли они работать по специальности. Искренне удивляются: зачем? Дескать, нужен только диплом, а дальше каждый устраивается, как может.
- Так ведь это наше настоящее!
- Конечно, у нас это сегодня очень отчетливо звучит. Вот этот вульгарный ориентир на западные стандарты образования для нас чужероден. Российское образование никогда не равнялось на прагматизм, всегда было духовное начало.
Выше стандарта
- Если все так запущено, Август Соломонович, что вам внушает надежду?
- Я в педагогике 60 лет, чего только не увидел! Сколь бы новаций ни было, все равно школа существует, выполняя свои функции. Почему? Я категорически утверждаю, школа - самоорганизующийся организм. Он все равно ненужное отбрасывает, нужное оставляет. Если есть истинное творчество - оно останется. Я вас уверяю, ценности образовательные у нас останутся.
- Вопрос: кто станет носителем этих ценностей? Есть ли случайные в образовании люди?
- В наш институт идут не те, кто рассчитывает абы как приспособиться, а люди, у которых заложено стремление к служению, выполнению своего долга. Они голого меркантилизма лишены. Они искренне хотят стать учителями. Не обязательно в школы, учителями жизни - нет более высокого звания, чем учитель. Но, между прочим, не всякий педагог учитель.
Я вам крамольную вещь скажу. Когда я узнаю, что ученики издеваются над учительницей, я возмущен не учениками, а той школой и тем учителем, который это допустил. Учителя, которого ребята любят и уважают, никогда не унизят.
Да, есть у нас люди случайные, но это единичные случаи. Как ни смешно сегодня звучит, профессия «учитель» очень престижна. Но ее социальный статус - без комментариев. Прямо скажу, не все наши выпускники идут в школы. А почему? Потому что наши программы ориентируют не на то, чтобы ты служил и развивал свой талант, а на то, чтобы ты исполнял стандарты. О великое слово - стандарт! Разве можно стандартизировать мышление учителя?
Я терпеть не мог математику. Когда пришел учителем истории в 80-ю школу, моя история была, по анкетам учеников, лучшей. И вдруг я узнаю, что первое место занимает учитель математики Мария Сергеевна Коротаева. Что такое?! Математика самый любимый предмет у всех?! Я пришел к ней на урок - это была поэма! Это талант, который умел выше стандарта стоять.
Словом, я убежден, что, опираясь на людей, преданных своей идее служения (которых большинство), образование не позволит себя уничтожить. И очнется общество, и поймет - во главе всего настоящее образование. Верю!
Досье:
Белкин Август Соломонович родился в Свердловске 31 августа 1930 года. Окончил Свердловский государственный педагогический институт. Работал учителем истории, директором школ. Директор института ФППО УрГПУ. Заслуженный деятель науки России, академик академии педагогических и социальных наук.