Противостояние в атомном Заречном: гасить конфликт руководства БАЭС и мэрии едут Язев и Грызлов

«АиФ-Урал» продолжает разбираться в проблемах, обострившихся в городе атомщиков Заречном. Специфика этого муниципалитета, как и многих других городов, где присутствует «Росатом», — наличие градообразующей электростанции, директор которой всегда считался ключевой фигурой. Так было и в Заречном, однако несколько лет назад все серьезно изменилось. Как рассказывает руководитель Центра развития Заречного Олег Корчагин, «поводом к войне» стала коммунальная инфраструктура, точнее — огромные деньги, циркулирующие в ней. В советские и постсоветские времена сети и трубы находились на балансе электростанции. Однако несколько лет назад практически все объекты коммунального хозяйства были переданы на баланс муниципалитету. «Тогда-то и появились такие предприятия, как «ВиК», снабжающее водой город и электростанцию, предприятие «Теплопередача», а также ООО «ДЭЗ», являющееся, по сути, управляющей компанией для 80% всех жилых домов Заречного. При этом оборот «ДЭЗа» был вполне сопоставим с бюджетом Заречного», — рассказывает Корчагин. Между тем в городе ходят упорные слухи о том, что все эти предприятия так или иначе связаны с мэром города Андреем Кислициным. Коммерческие организации были привлечены на правах концессионеров с целью привлечения частных инвестиций.

В обострившемся сегодня конфликте с нынешним директором БАЭС Михаилом Бакановым Кислицын занял оппонирующую позицию. И, по словам Корчагина, деструктивную. «Все то время, что коммунальные сети находились на балансе города, они ветшали и разрушались. Несмотря на большие бюджетные вливания в сферу ЖКХ, ситуация с «коммуналкой» лишь ухудшалась», — отмечает городской активист.

   
   

Вложений от концессионеров видно не было, зато периодически эксплуатировалась «мутная» схема теплоснабжения города. В соответствии с ней Заречный отапливался смесью кипятка, поставляемого из БАЭС и муниципальной котельной. Принцип ценообразования такого обогрева был разный. «Ядерный» кипяток был дешевле, муниципальный — намного дороже, что позволяло городским властям из их смеси получать существенную и мало поддающуюся учету прибыль. «Почти пять лет «Росатом» смотрел на разрушающуюся коммунальную сферу, и понятно, что эта ситуация не нравилась не только Баканову, но и госкомпании. В конце концов, на станции работают те же жители Заречного, которые традиционно связывают свои реальные проблемы с бездействием руководства станции», — говорит Корчагин. Не исключено, что и у начальства БАЭС есть желание взять под контроль денежные вливания в городскую коммуналку.

Своего апогея конфликт между БАЭС и мэрией достиг тогда, когда ООО «ВиК» выставило руководству станции 100-миллионный счет за поставленную воду. Такая сумма образовалась в результате собственных тарифных вычислений поставщика, и рассчитываться по ним пришлось бы не только богатой АЭС, но и не очень богатым гражданам и предприятиям. Но счет был оспорен в окружном федеральном арбитражном суде, а претензии поставщика признаны незаконными и были аннулированы.

Казалось бы, суд поставил точку в почти четырехлетнем споре. Но нет. В последние дни начал развиваться другой, уже политический сюжет: Михаил Баканов готовится сместить Андрея Кислицына, используя свое (хоть и небольшое) влияние на городскую думу через лояльных ему депутатов. Из двух десятков народных избранников Баканова поддерживают 7–8 человек. Чуть больше сторонников у мэра. В то же время свой голос подает и городская общественность, требующая прекратить междоусобицу, которая грозит всколыхнуть ядерный город. Какую проблему и как решат ожидающиеся в Заречном высокие гости, станет известно вскоре. «АиФ-Урал» будет следить за ситуацией.

 

Смотрите также: