Свердловский губернатор рассказал о настоящем и будущем области

В эфире Областного телевидения вышло развёрнутое интервью со свердловским губернатором Евгением Куйвашевым. Глава региона стал главным героем программы ОТВ «Четверо против одного» и отвечал на вопросы профессиональных журналистов, ведущих телеканала Максима Путинцева и Елены Шевелевой, а также президента Западно-Сибирского инвестхолдинга Сергея Майзеля.

   
   

Сегодня мы публикуем наиболее интересные отрывки из этой беседы.

– Евгений Владимирович, самое популярное слово последних недель – «санкции». Россия в ответ на западное давление ввела продовольственное эмбарго на продукты, поставляемые из целого ряда стран. Как вы считаете, не ударят ли такие меры по нам самим?

– Я уверен: руководство страны, принимая подобные решения, обратило внимание на состояние экономики в агропромышленном комплексе. Не имея уверенности в том, что он в состоянии справиться с возросшей нагрузкой, никто бы не вводил это эмбарго. Сегодня российский АПК готов к существенной модернизации и перевооружению. Во многих отраслях мы входим в пятерку лучших по объему сельхозтоваропроизводителей.

Возможно, для отрасли, для рынков сложившаяся ситуация – это определённый стресс. Но даже с болезнями предварительно борются, вводя прививки. Сегодняшний «стресс» – это и есть прививка. Я встречался с представителями агропромышленного бизнеса, с сетями, с теми, кто работает в реальном секторе экономики в области АПК – это интересные аспекты с точки зрения перспектив, которые нам необходимо решить вместе.

Досье
Евгений Куйвашев родился 16 марта 1971 года в посёлке Луговской Ханты-Мансийского автономного округа. В 2000 году возглавил администрацию посёлка Пойковский, в 2005-2007 гг. был главой Тобольска, 2007-2011 гг. – Тюмени, 2011-2012 гг. – полномочный представитель президента в Уральском федеральном округе. 29 мая 2012 года вступил в должность губернатора Свердловской области.

– А не получится так, что эмбарго обернётся резким ростом цен?

   
   

– Мы видим, что цены на некоторые продукты действительно выросли. Но кроме эмбарго существуют и другие причины. Например, курс доллара сегодня поднялся – вместе с ним поднялась и стоимость импортных продуктов.

В любом случае мы сегодня внимательно следим за ростом цен – ежедневно мониторим группу товаров из более чем 1000 наименований. И торговые сети, и сельхозтоваропроизводители предупреждены: необоснованного роста цен быть не должно!

– Сегодня рассматривается законопроект о создании механизма госконтроля за уровнем цен. Станете ли вы, как руководитель региона, создавать отдельную структуру, которая будет заниматься этим вопросом?

– На одном из заседаний совета по реализации АПК сделали соответствующее заявление, но после того, как сети увидели нашу заинтересованность в сохранении цен, они предоставили свои «вилки» по снижению наценок. И мы будем поддерживать наших сельхозпроизводителей, чтобы их продукция на полки ложилась с минимальной наценкой со стороны магазина.

Если мы эту тенденцию сохраним, то смысла строительства своих сетей нет. Если мы будем видеть необоснованное увеличение цен и наценки с продаж, то мы к этому вопросу вернемся и приступим к его реализации.

Те сети и компании, которые будут «наглеть», к ним будут приниматься самые жесткие меры вплоть до отзыва лицензии. И у нас такие примеры есть. С какими-то сетями мы подписали соглашения, благодаря которым можем реализовывать нашу продукцию в других регионах. Тут нужно найти баланс. Тот закон, который внесен в Госдуму о госконтроле за ценами, он эти элементы ценообразования в себя включает.

Фото: предоставлено пресс-службой Областного телевидения

– Как вы считаете, помогут ли «антисанкции» защитить наших сельхозтоваропроизводителей?

– Конечно. Сегодня любая страна защищает свои рынки – и это правильно. Вспомните рынок мяса, когда в 2012-2013 годах нас «задавили» демпинговыми ценами на свинину, когда наши производители вынуждены были продавать продукцию дешевле расходов на её производство.

Нужно понимать, что сегодня мы говорим о продовольственной безопасности. Кормить себя мы должны сами. И это не вопрос одних только санкций и запретов. Допустим, в Европе или Америке не будет урожая или от какой-то болезни падет скот. Что мы будем делать тогда?

Теперь же у наших сельхозтоваропроизводителей появилась возможность развиваться и искать новые рынки для реализации своей продукции. Мы даём для этого возможность, освобождаем ниши, доселе занятые не совсем качественными импортными продуктами.

Кроме того, мы можем привлечь из внутренних микроэкономических резервов страны дополнительные деньги на поддержку сельхозтоваропроизводителей. Общий объём такой поддержки – почти 6 миллиардов рублей. Существуют специальные программы помощи. Мы субсидируем процентные ставки по кредитам тем, кто обновляет оборудование или увеличивает производство, либо субсидируем приобретение новых мощностей. Нужно только заявиться на участие в этих программах.

«Биржа» для овощей

– Что делается в регионе для повышения привлекательности села для людей, для привлечения их сюда, для создания более комфортных условия жизни?

– Несомненно, нам нужно улучшать жизнь на селе. Закрепление нужного количества кадров здесь – это стратегическая задача. Для этого делается многое. Есть программа «Уральская деревня», программа поддержки врачей и учителей, которые приезжают в сельскую местность. Врачам мы даем подъёмные по 1 млн рублей на приобретение и обустройства жилья в таких регионах.

Подобные программы работают не только в рамках развития АПК, но и, например, в рамках сноса аварийного жилья, строительства дорог, есть программа «трубы на метр» – все они способствуют развитию строительства на селе.

К счастью, сегодня совершенно другая производительность труда. Если раньше какие-то участки земли необходимо было возделывать целым колхозом, то сегодня техника позволяет 5-10 людям сделать то же самое.

Фото: предоставлено пресс-службой Областного телевидения

– Раз мы начали говорить на эту тему, затронем и вопрос сохранения урожая. Планируется ли использовать простаивающие мощности индустриальных предприятий для создания в них временных хранилищ?

– Вопрос сохранения урожая – один из главных. В силу разных причин то, что собирали сельхозтоваропроизводители, раньше нередко продавали на корма. Мы этой ситуацией озаботились в позапрошлом году и приняли соответствующие меры. В 2013 году с помощью бизнеса и собственными силами построили восемь складов, в этом году идёт строительство еще 15-ти. Будем продолжать эту программу и дальше – нам необходимо еще столько же складов, чтобы мы круглый год могли использовать наш урожай, не поднимая цен. По сути это биржевая игра: осенью купил, сохранил, затем в четыре раза дороже продал.

Сегодня, влияя на рынок через субсидирование процентных ставок и строительства складских помещений, мы можем снять этот вопрос. Возможно, фермерам даже станет выгодно содержать такие склады, чтобы равномерными порциями в течение года продавать продукцию, не вызывая резких скачков в цене на товар.

ФИФА идёт навстречу

– Недавно принято решение проводить не капитальную перестройку, а «легкую» реконструкцию Екатеринбургского центрального стадион. В чем причина? Еще недавно нас убеждали, что стадион надо снести, и на его месте построить что-то новое... Что изменилось?

– У нас есть четкий регламент, условия, поставленные ФИФА. После победы России в борьбе за право проведение матчей в 2018 году речь шла о строительстве стадионов вместимостью 45 тыс. зрителей. И для Екатеринбурга в момент подачи заявки принципиальным было решение о размещении стадиона в центральной части города. Это обеспечивает и доступ к арене, и её заполняемость. Не факт, что строительство за городом было бы дешевле – нужно было бы с нуля строить всю инфраструктуру, обеспечить транспорт, гостиницы.

Решение о реконструкции центрального стадиона было продиктовано установками ФИФА и нашими возможностями. Мы изначально предлагали стадион вместимостью 35 тыс. зрителей (это позволило бы в полной мере сохранить его историко-культурное наследие), но ФИФА нам отказало.

После того, как все проектные работы были закончены, руководство страны, президент Владимир Путин провели ряд переговоров с Федерацией футбола, и она смягчила свою позицию. И я считаю, это правильное решение. Достаточно взглянуть на судьбу стадионов в ЮАР, где более половины арен разобраны на цветной металл. Аналогичная ситуация в Украине и Польше.

Фото: предоставлено пресс-службой Областного телевидения

– А что касается финансирования?

– Сегодня по государственной программе нам выделено 15,2 млрд рублей. Они уже «закреплены» за Екатеринбургом. По нашим предварительным расчетам на реконструкцию стадиона, увеличение числа зрителей до 35 тыс. (я напомню, из них 5 тыс. – временное размещение) нам потребуется около 5-6 млрд. Остальные деньги пойдут на развитие транспортной и других инфраструктур.

Сегодня мы можем рассчитывать на сэкономленные 9 млрд. Это немалые, серьезные деньги. Мы уже обсудили этот вопрос с министром спорта. И нашли поддержку со стороны федерального министерства и одобрение нашего решения президентом.

– Когда стадион будет закрыт на реконструкцию? Хотели сделать это с сентября и до 2018 года…

– Все серии матчей, которые планировались, сыграем в этом году. Как только закончится чемпионат Премьер-Лиги, мы приступим к демонтажу основных элементов и начнем реконструкцию. Она займёт чуть меньше, чем 1,5 года. У нас будет еще запас времени, чтобы подготовиться к Кубку Конфедерации.

«Молодежь сама хочет в армию!»

– Евгений Владимирович, правда ли, что с 15 ноября будут повышены цены на общественный транспорт в Екатеринбурге для льготников? Ведь его и так нельзя назвать дешёвым. Ездить по таким ухабам за такую цену…

– Мы не должны допустить повышения цен. Хотя, конечно, организация транспортного обслуживания – это полномочия местного самоуправления. В том числе и ремонт дорог. С нашей стороны, со стороны областного правительства мы полностью выполняем свои обязательства по льготникам.

Что касается дорог, мы больше 700 млн рублей выделили в начале года, и дороги ремонтируются. В августе было подписано решение о вводе в эксплуатацию развязки «Московская объездная». Мы и дальше будем продолжать строить развязки, как в рамках подготовки к Чемпионату мира по футболу, так и в рамках взятых на себя обязательств, о которых говорили еще в прошлом году. Их мы будем выполнять в полном объёме.

Фото: предоставлено пресс-службой Областного телевидения

– Вопрос от нашего зрителя: «Я живу в городе Березовском по улице Циолковского, 4 более 25 лет. Сегодня по программе переселения из ветхого и аварийного жилья мне предлагают переехать из центра города на окраину. Эти дома не соответствуют в полной мере нормам по качеству. Я видела новые квартиры переехавших жителей, где по стенам течет вода, а с потолка капает. При этом нас предупредили, что к отопительному сезону нас не готовят. Альтернативы нам администрация не предлагает, диалога с нами не ведет. Скажите, пожалуйста, насколько законны её действия?»

– Оценку законности действиям администрации должна дать прокуратура, хотя мы тоже разберемся с этим вопросом. Я с вашей ситуацией знаком, из 12 семей не переехало только 3. Я дам поручения в жилищные инспекции, своему аппарату, пообщаюсь с главой Березовского, чтобы разобрались и привели новое жильё в норму. Эта проблема будет решена в кротчайшие сроки.

Вообще Березовский у нас – один из лидеров по строительству и вводу жилья. Что касается качества новых домов, существуют гарантийные обязательства, которые брал на себя застройщик, подрядчик, где в течение 2–5 лет он обязан устранять все недоделки. В целом программ сноса ветхого и аварийного жилья работает в полном объёме. Есть ошибки, но мы на то и власть, чтобы их устранять и не допускать.

– Очень важный на сегодня вопрос – из сферы вовлечения сельхозземель выбыло 2 миллиона 200 тысяч гектар, из которых можно вернуть только 600–640 тысяч. Есть ли у вас программа по вовлечению таких земель в оборот?

– Действительно, это важный, стратегический вопрос. В свое время, в 90-е годы и в начале «нулевых», эти земли по разным причинам выбыли из сельхоз оборота. Многие, казалось, безвозвратно. Но треть от этой цифры мы уже вернули. И сегодня перед нами стоит задача загрузить эти земли. Чтобы увеличивать плодородность и площади посадки, нужно расширять мощности переработки и других видов воспроизводства.

– Будет ли развиваться в области производство молока?

– Конечно. Это стратегический момент для региона, ппогодные условия и климат позволяют нам развивать такой бизнес. Мы производим сегодня 635 тонн молока в год, и чуть больше, чем на половину мы обеспечиваем себя этим продуктом. Я считаю, что нужно увеличивать поголовье скота, которое дает молоко, для мясного производства. При этом важен баланс: нужно учитывать, куда девать продукт, какие транспортные издержки мы будем нести, продавая его в другие регионы. Если говорить о цифрах, то получая молока более 6330 тысяч тонн, мы перерабатываем на своих заводах уже более 1 миллиона тонн.

– В области начнёт работать программа по подготовке молодежи к военной службе. Расскажите, что это за нововведение?

– Программа рассчитана на несколько лет, предусматривает финансирование почти в 630 млн рублей. Это элемент и дополнительного образования, и патриотического воспитания. Она включает организацию военно-спортивных лагерей, дополнительную возможность для наших военно-патриотических объединений заниматься воспитанием молодёжи.

Кроме того, программа нацелена на оздоровление молодого поколения. Сидячий образ жизни, компьютерные игры, отсутствие культуры здоровья приводят молодежь к хроническим заболеваниям. Я много знаю случаев, когда ребята сами хотят пойти в армию, но из-за состояния здоровья их не берут.

Фото: предоставлено пресс-службой Областного телевидения

«Не пожалеем ни сил, ни средств»

– За окном осень, не за горами уже и зима. Область готова к ней?

– В целом Свердловская область готова на 85% (а некоторые северные регионы – даже на 99,9%). Это нормальная цифра, она соответствует прошлогодним показателям. Кстати, напомню, что прошлый отопительный сезон мы прошли с более чем двукратным снижением числа коммунальных аварий. Это говорит о том, что мы стали качественнее готовиться к зиме.

– Я знаю, что в бюджете предусмотрена сумма в 12 миллиардов рублей для выплаты учителям. Насколько поднимутся их доходы? На сто рублей, или можно ждать кардинального изменения?

– Эти деньги выделены дошкольному и школьному образованию на увеличение зарплаты педагогов. И я считаю, что она должна быть средней по уровню экономики в регионе. Ведь если не будет оплачиваться работа учителя, не будет и образования. Это вопрос серьезный, и для его решения мы не будем жалеть ни средств, ни сил.

Многое уже сделано. Сегодня заработная плата у педагога с коэффициентом совмещаемости 1,3 достигает почти 36 тыс. рублей. Это намного выше, чем было – по сравнению с прошлым годом рост от 50 до 70%.

– А вообще, как вы считаете, сейчас качество образования на достойном уровне?

– Знаете, как говорят, нет предела совершенству. Если судить по ЕГЭ, то наши результаты на высоком уровне по сравнению с другими регионами. Но мы должны улучшать их и давать больше возможностей для раскрытия талантов детей. Мы об этом говорим и при реализации программы «Уральская инженерная школа». Проводятся дополнительные олимпиады, уроки по востребованным предметам. Существуют специализированные школы по направлениям. Это всё даст свой эффект.

«Беженцы принесут пользу региону»

– После начала конфликта на Украине растёт число беженцев из этой страны. Только в Свердловской области их число перевалило за тысячу и постоянно увеличивается. Могут ли они в перспективе создать некую угрозу для социальной напряженности в нашем регионе? Вед это рабочие места, пособия, медицинское обслуживание, места в детских садах и школах, которых порой не хватает и местному населению…

– Я вас успокою – сейчас беженцев 1202 человека. Даже если их будет 5000, существенно на качество жизни уральцев это никак не повлияет.

А вообще, я считаю, это просто по-человечески правильно – помогать нашему братскому народу, людям, которые по воле судьбы покинули свой дом. Большинство из них приехали в чём были, не у всех есть даже вещи на осень и зиму. И я очень благодарен и нашим предприятиям, и людям, которые помогают им. А рассуждать, что нам тут самим не хватит, не стоит – хватит всем. Что касается рабочих мест – у нас есть соответствующие вакансии, где люди могут найти работу. Из 1200 человек 200 уже работают – и приносят пользу региону.

Конечно, это непростая ситуация для всех, и для тех, кто приезжает, и для тех, кто принимает. Мы должны набраться мужества и терпения, чтобы найти возможности помочь. Уверен – мы со всем справимся, и никаких проблем у нас не будет.

Фото: предоставлено пресс-службой Областного телевидения

– Что делать беженцам, которые только приехали к нам? Как получить социальное жилье хотя бы на первое время?

– Я бы посоветовал начать с оформления всех документов. Что касается Екатеринбурга, здесь вопрос получения социального жилья стоит остро, у нас большая очередь. И я боюсь, что ждать придется долго. Однако сегодня центр занятости предлагает рабочие места не только в Екатеринбурге, есть вакансии с предоставлением общежития и в других городах нашей области – это и Пышма, и Березовский, и Нижний Тагил, и Салда – много городов. Во многих случаях наши работодатели своим специалистам уже предоставляют жилье, и оно по оплате не дороже, чем социальное.

Одним словом, выбирайте сами: либо подать документы и ждать, либо устроиться на работу, получить жилье и начать зарабатывать.

Справка
Телекомпания ОТВ основана в 1997 году. Единственный в Свердловской области телеканал, который имеет собственное программирование (вещает без федеральных сетевых партнёров) и самый большой охват вещания – свыше 90% населения региона. Программы Областного телевидения можно увидеть в 105 населенных пунктах Свердловской области, в 60 из них телеканал имеет собственные передающие станции. Техническая часть ОТВ позволяет вести вещание в HD-формате.