Не по учебникам. На Урале подбирают больных животных, лечат, находят им дом

Пони не пациенты центра. Впрочем, по словам Елизаветы Скорыниной, нет абсолютно здоровых животных, есть недообследованные. © / Рада Боженко / «АиФ-Урал»

«Гошу руками не трогать! Кусается!» Предупреждение рядом с клеткой какаду небезосновательно, попугай действительно может тяпнуть в ответ на панибратство. В целом же он вполне миролюбив.

   
   

Уроки добра

В Центре реабилитации животных Уральского государственного аграрного университета Гоша на особом положении. Он здесь не пациент – хозяин, а потому ему разрешено восседать на столе

начальства, там же трапезничать и справлять… словом, всё разрешено. Руководитель центра Елизавета Скорынина рассказывает, что Гоша – результат правильного посыла во Вселенную. Очень уж хотелось Елизавете крупного попугая, и вот тебе пожалуйста – красавец-отказник.

«К сожалению, люди часто не соизмеряют свои силы, когда приносят в дом питомца, не осознают, что проблем будет гораздо больше, чем милоты. И это касается не только Гоши, – говорит Елизавета. – Он прожил в семье много лет, а потом оказался неудобен, в том числе потому что громко и настойчиво орал из-за недостатка общения, мусорил (в природе какаду удобряют землю). Вот от него и отказались». «Удобрять» Гоша в центре не перестал, а вот орать стал только утром и вечером, возвещая о пробуждении и отходе ко сну.

На таком же положении здесь и «дворянка» Куба, собака почтенного возраста жила на этой территории ещё до основания ЦРЖ в 2012 году. Сегодня она пенсионерка, поэтому пользуется льготами – спит на диванчике в фойе или на ковре в кабинете руководителя и не ходит на уроки.

Про уроки. Создание Центра реабилитации животных решало несколько задач. Во-первых, студенты – будущие ветеринары – получили возможность изучать науку врачевания животных не только по учебникам, а на реальных примерах. Ребята ассистируют профессионалам и даже выполняют самостоятельно несложные манипуляции. Кроме того, они курируют подопечных центра (выполняют назначения, ухаживают за животными и общаются сними). На основе теории и практики по конкретным случаям студенты пишут курсовые, а особо сложные пациенты даже дают материал для дипломов.

Во-вторых, создание центра дало шанс бездомной живности (домашние питомцы стать пациентами центра не могут) – больной и покалеченной – на лечение, а значит, на жизнь. В-третьих, сотрудники центра и студенты снижают градус такой проблемы, как бездомные животные, поскольку пристраивают пролеченных в добрые руки. В-четвёртых, центр занимается просветительством, например, здесь регулярно проходят «уроки добра» с детьми. А ребятишки с ОВЗ, общаясь с животными, получают свою порцию реабилитации.

Почему бросают животных

Эти самые добрые руки ищут разными путями. С некоторых пор люди, доставившие в центр животное, подписывают договор, согласно которому поддерживают содержание бедолаги в центре (кормами например) и берут его в дом после лечения. Но увы, договор выполняют не все. Да и сотрудники центра никогда не отдадут своего пациента, если понимают, что он снова окажется на улице.

   
   

С потенциальными хозяевами проводят собеседование, а потом в течение года условия содержания животного контролируют. «Мы намеренно рассказываем людям всё самое страшное и противное, – рассказывает Елизавета Скорынина, – чтобы они не питали иллюзий и могли реально оценить свои силы. И всё равно, даже при строгом отборе хозяев, процентов десять наших подопечных к нам возвращается (передача третьим лицам также запрещена договором)».

«Дворянка» Куба, собака почтенного возраста, кот Джон Сноу и какаду Гоша – постоянные жители центра. Фото: «АиФ-Урал»/ Рада Боженко

Причины, по которым в центр попадают отказники, по словам Елизаветы, стандартны: аллергия, родился ребёнок, семья уезжает на Луну «срочно-срочно». В этой связи история питбуля Джокера нетипична. Парня нашли на трассе со страшными травмами, почти несовместимыми с жизнью. Но сотрудники центра и дружественной ветклиники не только вырвали его у смерти, но и худо-бедно поставили на ноги. Лечение Джокера заняло год. А потом на радость всем для инвалида нашёлся дом. К сожалению, радость была преждевременной. Хозяева допустили большую ошибку – отнеслись к нему именно как к инвалиду – баловали безмерно. В итоге питбуль возомнил себя королём и стал диктовать свои условия (и в этом нет его вины). Понятно, что его вернули в центр.

А вот чёрный, повидавший жизнь котяра Джон Сноу сам решил не покидать эти стены. «Он в течение многих лет держал район на Вторчермете, – рассказывает Елизавета. – К нам его принесли больного. Вылечили, хотели даже выпустить – это же его образ жизни. А он нам заявил: «Никуда я не пойду, мне здесь понравилось». Так Джон Сноу завязал с бандитской жизнью».

Не только собаки и кошки

У всех питомцев центра оригинальные имена. Их дают исходя из тем месяца, которые выбираются коллегиально. Декабрь, скажем, прошёл под знаком цвета, поэтому среди пациентов появились Киноварь и Бордо. А в сентябре были Мята, Базилик и Ваниль – была раскрыта тема специй. Теперь понятно, откуда у бродяги имя Джон Сноу? Да-да, спасибо «Игре престолов».

Через стационар центра в год проходит от 400 до 600 голов, причём из них только 100–200 – собаки и кошки. Экзотике тут уже не удивляются. Как-то среди пациентов был страус со сломанной ногой, поступивший из контактного зоопарка. Его подвешивали на специальном устройстве, чтобы он мог шевелить обеими ногами, в том числе сломанной: движение для страусов – это в полном смысле жизнь. Однако спасти беднягу не удалось. Как ни печально, летальные исходы в ЦРЖ бывают.

Шиншиллы, змеи, попугаи (волнистые – косяком)… Все виды пациентов и не перечислить. Скажем, осенью случается массовое поступление красноухих черепах. «Ничего удивительного, – объясняет Елизавета, – с ними выходят гулять и теряют, ведь эти черепахи стремительно двигаются. В Исети их летом, думаю, множество плавает. А осенью в городских водоёмах становится холодно, они выползают наружу, и их приносят к нам».

Центр реабилитации животных УрГАУ существует исключительно на пожертвования. Если вы хотите помочь бездомным, больным животным или «усыновить» кого-то из них, обращайтесь по телефону: 8 912 667 00 70. Фото: «АиФ-Урал»/ Рада Боженко

Сегодня помимо котеек и собак в центре живёт кролик, которого с пустяковой болячкой хозяева принесли на усыпление, ёж с кожным заболеванием, отказная коза Маня и рахитный козёл, три пони – вполне себе здоровые и бодрые, их в своё время преподнесли в дар ректору вуза. Хотя, конечно, здоровые подопечные здесь – исключение из правил.

А вот диагнозов – бери энциклопедию по ветеринарии и листай. Помимо банальных травм, обморожений, нарушения функции почек нередко встречается онкология, которая протекает совсем как у людей. У нескольких собак – эпилепсия, сопровождающаяся классическими судорожными припадками. А у одной… галлюцинации. Даже специалисты не сразу поняли, почему эта суетливая собака с явно повышенной тревожностью вдруг замирает и смотрит в одну точку, проявляя любопытство по поводу происходящего в этой самой точке. Искали по направлению её взгляда, может, там лежит что-то. Но потом поняли – у бедняжки видения.

Летом ЦРЖ всем табором выезжает жить в Белоярский район на природу – там у университета своя делянка. Сотрудники центра говорят, что грех летом держать пациентов в городе, свежий воздух – это то, что им «доктор прописал».

Смотрите также: