Екатеринбуржцы борются за сохранение облика района Царского моста

Город должен развиваться – твердят сегодня многие, оправдывая этим забвение и разрушение как отдельных исторических зданий, так и целых районов. Градостроитель Марина Сахарова уверена, что развитие должно быть цивилизованным. «И культура в первую очередь входит в понятие цивилизованности», – замечает она.

   
   

Не остается ничего

Кристина Шабунина, «АиФ-Урал»: Марина Владимировна, вы активно выступаете за сохранение облика района Царского моста в Екатеринбурге. Почему это так важно для вас?

Марина Сахарова: Район Царского моста – это самый уникальный исторический район Екатеринбурга на сегодняшний день. Это место, где сохранилась живая история города, тесным образом связанная с владельцами старинных усадеб, внесших максимальный вклад в развитие Екатеринбурга и в становление его культуры. Это, конечно же, усадьба Казанцевых, где был открыт первый частный театр, где зародился музыкальный кружок, ставший предтечей и оперного театра, и филармонии. Это и усадьба Нурова, владелец которой несколько раз был главой Екатеринбурга, основал учебные заведения и детский приют.

Досье
Марина Владимировна Сахарова родилась в Свердловске в 1961 году. Окончила гимназию №9, Уральский политехнический институт по специальности «Городское строительство». Градостроитель. Разработчик генеральных планов для российских городов и поселков.
Важность и ценность исторической территории в районе улиц Декабристов – Розы Люксембург – Чапаева понимали во все времена, в том числе и после Октябрьской революции. В июне 2013 года мы, как участники общественного движения «Реальная история», вышли с инициативой закрепить за районом статус «Достопримечательное место», но знакомиться с ним мы начали гораздо раньше. И уже тогда появилось чувство тревоги, хотя никаких строек на тот момент не велось.

– Сегодня же угроза потерять исторический район приобрела реальные очертания.

– Над ним нависла колоссальная угроза! Ведется строительство на перекрестке Декабристов – Чапаева – месте, которое во всех градостроительных документах Екатеринбурга отмечено как самое ценное. В усадьбе Беленкова происходил снос. Нам сказали, что сносили не сам объект культурного наследия, но… Снос происходил на его территории, а это запрещено законом.

– А как реагируют на происходящее екатеринбуржцы? Гражданская позиция у людей присутствует?

   
   

– Жители города откликаются очень активно. Мы собрали свыше 2 тысяч подписей в ручном виде, причем более 200 из них – экспертные: историки, искусствоведы и различные деятели культуры. В электронном виде собрано больше 3 тыс. подписей. Наиболее болезненно на происходящее реагируют художники, потому что от прекрасного облика Екатеринбурга не остается почти ничего. Ничего не осталось от 18 века – целое столетие вычеркнуто из жизни города. От 19 века остались единичные памятники, и то там уже везде внедряется строительство, а это значит, что атмосфера разрушается.

Пробок может и не быть

– Ответные доводы – городу надо развиваться, а значит, и застраиваться новыми зданиями.

– Надо. Но, наверное, это должно происходить цивилизованно, а культура в первую очередь входит в понятие цивилизованности. Несмотря на то, что в музеях идет какая-то жизнь, проводятся биеннале, в целом у города культурный потенциал снижается. Мы не используем тот потенциал, который был дан нам предшествующими поколениями. И не выполняем свою ответственность перед будущими поколениями.

Другой очень важный момент – экология. Не думаю, что город, в котором нечем дышать, это развитие. Скорее, наоборот, уход в тупик. Зеленых насаждений общего пользования –парков, скверов и бульваров – сегодня у нас в 40 раз меньше нормативов. По нормам должно быть 16 метров квадратных на жителя, а у нас – 0,4. По транспорту – извините, но тут мы тоже идем в тупик. Амортизация трамваев, средний возраст которых сегодня за 30, давно исчерпана. На те деньги, что уходят на ремонт, уже давно можно было купить нормальные современные трамваи, запустить их и сделать им приоритет в движении по Екатеринбургу. И это бы стало двигателем того, что люди с автомобилей пересядут на комфортабельный транспорт и разгрузятся магистрали. По крайней мере, для центральной части города это должно быть сделано обязательно.

– При всех вышеперечисленных проблемах Свердловская область пошла в десятку регионов РФ по уровню жизни. Как такое может быть?

– Если судить только по финансовым показателям, то вполне быть может. Но сегодня остро стоит вопрос о нашем будущем, и, если говорить об этом, то Екатеринбург все больше встает на широкие рельсы потребления. Производство идет по нисходящей, а те отрасли, что нацелены на потребление, все расширяются. Что у нас сейчас развито? Торговля и строительство, причем последнее – это ведь тоже сфера потребления. Полуторамиллионный город сегодня полностью ориентирован на потребление, и это очень нехороший момент.

Я делала проект в Башкирии для Нефтекамска, название которого говорит об определенном ресурсе для финансирования. Но при этом этот небольшой город делает автобусы и троллейбусы для всей России. А еще у них развито производство железобетонных изделий, также работающее на другие регионы. В Ханты-Мансийском округе аналогичная ситуация – строятся различные перерабатывающие заводы. Это такая подушка безопасности для жителей, ведь кому понравится перспектива остаться без работы? А у нас масштабно нет ничего подобного.

– Марина Владимировна, вот вы говорите – мы не задумываемся о дне завтрашнем. А каковы будут ваши прогнозы на будущее?

– Если говорить о людях, то последние пять лет они движутся к пониманию своей ответственности перед будущим. Если раньше это были единицы, то сейчас можно говорить о сотнях таких людей. Но, с другой стороны, агрессия тех, кто не понимает этого, также увеличилась в разы.

Мой жизненный вывод – прошлого не знают только роботы. Робота сделали сегодня – и сегодня же и начался его отсчет. У человека иначе – у каждого из нас есть свое прошлое, своя история. Убивая историю города, мы превращаем людей в роботов. А такого быть не должно. Город – это то, что создано человеком, и надо сохранить его человеческое лицо.

Смотрите также: