Город должен развиваться – твердят сегодня многие, оправдывая этим забвение и разрушение как отдельных исторических зданий, так и целых районов. Градостроитель Марина Сахарова уверена, что развитие должно быть цивилизованным. «И культура в первую очередь входит в понятие цивилизованности», – замечает она.
Не остается ничего
Кристина Шабунина, «АиФ-Урал»: Марина Владимировна, вы активно выступаете за сохранение облика района Царского моста в Екатеринбурге. Почему это так важно для вас?
– Сегодня же угроза потерять исторический район приобрела реальные очертания.
– А как реагируют на происходящее екатеринбуржцы? Гражданская позиция у людей присутствует?
– Жители города откликаются очень активно. Мы собрали свыше 2 тысяч подписей в ручном виде, причем более 200 из них – экспертные: историки, искусствоведы и различные деятели культуры. В электронном виде собрано больше 3 тыс. подписей. Наиболее болезненно на происходящее реагируют художники, потому что от прекрасного облика Екатеринбурга не остается почти ничего. Ничего не осталось от 18 века – целое столетие вычеркнуто из жизни города. От 19 века остались единичные памятники, и то там уже везде внедряется строительство, а это значит, что атмосфера разрушается.
Пробок может и не быть
– Ответные доводы – городу надо развиваться, а значит, и застраиваться новыми зданиями.
Другой очень важный момент – экология. Не думаю, что город, в котором нечем дышать, это развитие. Скорее, наоборот, уход в тупик. Зеленых насаждений общего пользования –парков, скверов и бульваров – сегодня у нас в 40 раз меньше нормативов. По нормам должно быть 16 метров квадратных на жителя, а у нас – 0,4. По транспорту – извините, но тут мы тоже идем в тупик. Амортизация трамваев, средний возраст которых сегодня за 30, давно исчерпана. На те деньги, что уходят на ремонт, уже давно можно было купить нормальные современные трамваи, запустить их и сделать им приоритет в движении по Екатеринбургу. И это бы стало двигателем того, что люди с автомобилей пересядут на комфортабельный транспорт и разгрузятся магистрали. По крайней мере, для центральной части города это должно быть сделано обязательно.
– При всех вышеперечисленных проблемах Свердловская область пошла в десятку регионов РФ по уровню жизни. Как такое может быть?
– Если судить только по финансовым показателям, то вполне быть может. Но сегодня остро стоит вопрос о нашем будущем, и, если говорить об этом, то Екатеринбург все больше встает на широкие рельсы потребления. Производство идет по нисходящей, а те отрасли, что нацелены на потребление, все расширяются. Что у нас сейчас развито? Торговля и строительство, причем последнее – это ведь тоже сфера потребления. Полуторамиллионный город сегодня полностью ориентирован на потребление, и это очень нехороший момент.
– Марина Владимировна, вот вы говорите – мы не задумываемся о дне завтрашнем. А каковы будут ваши прогнозы на будущее?
– Если говорить о людях, то последние пять лет они движутся к пониманию своей ответственности перед будущим. Если раньше это были единицы, то сейчас можно говорить о сотнях таких людей. Но, с другой стороны, агрессия тех, кто не понимает этого, также увеличилась в разы.
Мой жизненный вывод – прошлого не знают только роботы. Робота сделали сегодня – и сегодня же и начался его отсчет. У человека иначе – у каждого из нас есть свое прошлое, своя история. Убивая историю города, мы превращаем людей в роботов. А такого быть не должно. Город – это то, что создано человеком, и надо сохранить его человеческое лицо.
Смотрите также:
- Историк Александр Бурцев: «Политика разобщила русскую интеллигенцию» →
- Екатеринбург стал четвертым по привлекательности городом России →
- Развитие Екатеринбурга может быть осмысленным и интересным →