Золотой ледоруб

Фото: АиФ-Урал

Чуть больше месяца назад команда российских альпинистов вернулась с вершины К2 в Пакистане. Экспедиция потерпела неудачу. Подняться на гору зимой, когда там воют страшной силы ветра, не удалось. Более того, во время подъема команда лишилась одного своего представителя - погиб альпинист Виталий Горелик.    
   

В состав экспедиции входил и наш земляк, покоривший за свою жизнь не один десяток вершин мира Евгений Виноградский. Сегодня он гость редакции «АиФ-Урал».

Школа мужества

- Евгений Михайлович, в прошлом году вы отметили 65-летний юбилей. Однако с годами тяга к походам в горы у вас не иссякла. Где же предел, когда собираетесь поставить точку?

- В принципе в горы можно ходить до глубокой старости. Главное рассчитывать свои силы и не перегибать палку. Пока я чувствую в себе тягу и возможности для покорения вершин, поэтому не собираюсь останавливаться. Однако ресурс организма не безграничен, отдаю себе в этом отчет. Поэтому, может быть, через несколько лет я закончу с покорением высочайших вершин планеты. Горы, как известно, ошибок не прощают. Но зато они дают прекрасную возможность общения с природой. Я был в горах на всех континентах, кроме южноамериканского. И в каждой точке земного шара своя красота на вершинах. Надо там побывать, чтобы получить эти непередаваемые ощущения.

- Если вспомнить далекий 1964 год, когда вы, будучи студентом, увидели объявление «Альпинизм - школа мужества» и пришли в секцию, то по прошествии стольких лет хоть раз пожалели о выбранном пути?

- Возможно, я бы стал хорошим врачом (по профессии Евгений Михайлович врач-терапевт. - Прим. авт.), но я ни разу не пожалел, что посвятил себя альпинизму. Хотя, скажу откровенно, фанатиком, готовым жить в горах, себя не считаю. Для меня во главе угла всегда была семья. К счастью, моя супруга сама альпинистка, поэтому она спокойно воспринимает, что меня по несколько месяцев нет дома. Мы находим компромисс. У меня перед глазами, к сожалению, есть и множество обратных примеров. Люди даже семьи бросают ради альпинизма. Либо навсегда завязывают с походами в горы.

- Профессия врача наверняка вам не единожды помогала в походах, и не без помощи вас были спасены человеческие жизни.

- Людей действительно приходилось доставать прямо с того света. Помню, во время одного из восхождений мы услышали дикие крики. Оказалось, что на группу альпинистов, поднимавшихся на гору невдалеке от нас, посыпались камни. Одному из членов команды пробило голову, он прямо повис на страховке. Я понял по темным кругам под глазами, что у него перелом основания черепа, он ничего не соображал и нес несуразицу. Удалось ему оказать помощь на месте, сделать укол и благополучно спустить вниз. Он выкарабкался и через несколько лет при встрече очень благодарил за спасение. Таких примеров можно привести множество.

- Не понимаю, что толкает людей, особенно неподготовленных, идти в горы и рисковать своей жизнью.

- Если бы человек точно знал, что погибнет, он бы, согласитесь, не пошел в горы. Все уверены, что их беда обойдет стороной. Людей подкупает красота гор, их величие, чистый воздух. Главное в таком случае свести риск похода в горы к минимуму. В этом профессиональный альпинист и отличается от новичка. Нужно быть физически здоровым, психологически устойчивым. Сохранять на высоте, где жесточайшая гипоксия, ясную голову. Я встречал разных альпинистов. Кто-то действительно на высоте терял голову, приходилось не раз остужать людской пыл, даже разворачивать безумцев. И, конечно же, необходимо думать, как спуститься с горы. Большинство несчастных случаев как раз происходит на спуске, когда человек «летает в облаках», находится в эйфории от покорения и перестает замечать опасность. На дерево легче взобраться, чем слезть с него, - так же и на горе.

С Конюховым через океан

- Ваша последняя поездка на гору-убийцу К2 завершилась трагедией. Погиб член команды Виталий Горелик, и вам пришлось свернуть экспедицию, так и не покорив гору в зимнее время года. Можно ли было избежать этого несчастья?

- К трагедии с Виталиком привел целый комплекс причин. Еще во время акклиматизации он подхватил какую-то кишечную инфекцию. Его организм был ослаблен. Затем в базовом лагере у него поднялась температура. Через день она спала, и он сказал, что с ним все в порядке. Но, видимо, его организм негативно отреагировал на высоту. У Виталика начался отек легких. Он до последнего был в сознании, боролся. Если бы вертолет смог прилететь сразу же, как только мы его вызвали, думаю, Горелик бы выкарабкался. Но, к сожалению, из-за плохих погодных условий и сильного ветра он прибыл только через 4 дня. После смерти товарища команда была психологически надломлена, и мы приняли решение свернуть экспедицию. Я не исключаю, что уже в ближайший год кто-нибудь снова постарается пройти по нашему маршруту и взобраться на К2 зимой.

   
   

- Не могу не спросить про вашу экспедицию со знаменитым путешественником Федором Конюховым, когда вы сначала взобрались вместе на Эверест, а затем пытались совершить кругосветное путешествие.

- На Эверест мы взошли с Федором в составе Тольяттинской экспедиции по классическому пути через Южное Седло. Затем по задумке из Владивостока должны были отправиться в Сингапур, через Индийский океан, Красное и Средиземное море выйти в Атлантический океан, переплыть его и финишировать во Владивостоке. По пути намеревались еще покорять самые высокие горы континентов. Скажу, что во время нашего семимесячного путешествия было непросто. На море порой был такой силы шторм, что я думал, наша яхта не устоит. В открытом море никто тебе, случись беда, не придет на помощь. К счастью, все обошлось. Но на горы решили не подниматься. В итоге путешествовали 7 месяцев. Доплыли до Атлантики, но дальше я отказался от путешествия через океан. Вернулся домой.

Досье:

Евгений Михайлович Виноградский родился 11 октября 1946 года в поселке Староуткинск. Семикратный чемпион СССР по альпинизму, «Снежный барс», четырехкратный чемпион России. Награжден орденом Дружбы народов за траверс четырех вершин Канченджанги (1989), медалью «Во славу Осетии» - за восхождение на Эверест (1995). Номинант престижной международной премии «Золотой ледоруб» 2001 года.

Смотрите также: