После встречи с автором мне в руки попал сборник его лучших произведений. Так уж вышло, что глубокой любви к пьесам я не испытываю, намного больше мне нравится видеть их реализацию на сцене театра, но тут решила – была не была!
Настоящая история
Открывает сборник одноименная пьеса «Остров Мирный». Небольшое произведение, которое я прочитала залпом, не останавливаясь, так что мне она показалась еще меньше. Хорошее чтиво я оцениваю степенью увлеченности - если, добираясь до дома в метро, не замечаю, как уже доехала до своей станции, - книга отличная. Вот и в этом случае вагон чуть не увез меня в темную неизвестность после конечной станции. Стоит отметить, что сам автор воссоздавал военную атмосферу не со слов знакомых, а базировался на личном опыте. Мастерски сотканный из печатных слов мир выглядит как история, основанная на реальных событиях.
В вагоне звучит глухой голос, который сообщает о том, что пора выходить, а у меня перед глазами развернулась судьба восемнадцатилетнего парня Сережи Толстова, и нет сил оторваться. Юному призывнику случай заготовил особенный подарок – он единственный среди земляков отправляется в славные погранвойска России. И с этого праздничного патриотического момента Толстый становится человеком, который в общем строю выделяется во всем: начиная от импортных кроссовок вместо сапог и заканчивая необычной любовью к женским рукам. «Главное – принцип понять: служить нужно в массе» - учит Сергея друг, да только он этого не понимает. Толстый такой, какой есть.
Остальные считают его «с придурью», потому что не отслужить поскорее стремится, а просто перенестись волшебным образом домой. Он отчетливо понимает как «плохо тут», все не по-человечески. Его монологи на берегу океана напоминают размышления покинутого всеми маленького мальчика, который плохо понимает окружающий мир и живет внутри себя. А неожиданно появившаяся в его военной жизни супруга капитана становится для Толстого светом во мраке казарм, который станет не теплым лучом, а превратится в страшную трагедию.
Горькая пилюля
Ко Дню пограничника на заставе готовят спектакль по произведению Шекспира «Ромео и Джульетта». На роль влюбленного юноши назначен Толстый, а Джульетту играет жена больного на голову командира Дарья. Неожиданно для самих себя ребята начинают повторять судьбу шекспировских персонажей. И, «шагая» по страницам пьесы, сразу становится ясно – закончится все так же трагично.
- Я понял, как преследует драматурга Шекспир, - делится впечатлениями директор по художественной политике театра драмы Олег Петров, - потому что капитан Моренко - это почти Отелло. Он еще не ведает измены, но уже ее ждет.
Кто знает, может сама фамилия – Моренко – дана персонажу не просто так. Именно его жестокость «заморила» всех обитателей заставы, а не холодный океан и «запах железа». С этого места сюжет начинает развиваться с поразительной динамичностью, да так набирает скорость, что вызывает некоторый когнитивный диссонанс, потому что начало есть, конец есть, а середина пропала. Вот только Толстый на репетиции схватил Дашу за руку, вот она оттолкнула его и сказала, что ненавидит, и уже кровавый конец. Никаких страстей, душевных метаний, психологических поворотов. Читателю даже не удается понять, есть ли любовь, а уже финал. Эта короткая история явила в себе концентрацию мыслей, чувств, эмоций и переживаний героев, которые проглатываешь разом как горькую пилюлю.